logo
Возр

Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»

  1. Речь

  2. Мозговая организация речи

  3. Возрастные особенности развития речи

  4. Основные формы и этапы развития речи

Речь

Поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, передача информации от одного лица к другому может происходить лишь путем абстракции, т.е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения.

Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции.

Слово, тоже является раздражителем, воспринимается через сенсорные системы и может обозначать предмет, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности. С помощью слов человек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Анализ вербальной информации дает возможность получить знания, накопленные предыдущими поколениями.

Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Выделяют три функции речи:

  1. коммуникативная;

  2. регулирующая;

  3. программирующая.

Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы – приказы во внутреннюю речь, с помощью которой человек сам может регулировать свое поведение.

Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи. В речевой (вербальной) деятельности это проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. Обработка словесной информации начинается с анализа звуков и заканчивается извлечением смысла из предъявляемого предложения или слова. Поскольку говорящие на разных языках имеют свою систему перевода физических характеристик звукового стимула в звуки речи, анализ речевых звуков осуществляется ими неодинаково. Например, испытуемым предъявляли постепенно меняющийся ряд звуков так, что начальный звук «Б» превращался в «П». Англоговорящие четко различают эти две категории без переходов между ними. Японцы не воспринимают двух категорий при переходах от звука «Р» к звуку «Л». Т.о., восприятие звуков речи (категориальное восприятие) является результатом влияния окружающей языковой среды и приобретается в процессе развития.

У человека имеются генетические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.

Рис. 28. Функции речи