logo
Возр

Ранний возраст

Ранний возраст – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Моторное развитие. В раннем возрасте существенно усложняются манипуляторные действия с предметами. Осуществление произвольных двигательных действий базируется на развитии двигательной корковой зоны, нейронный аппарат которой в этом возрасте достигает значительной степени зрелости, и лобных отделов. В данный период ребенок осваивает большое количество так называемых «инструментальных движений» - учиться есть ложкой и вилкой, работать ножницами, расчесываться, мыть себя губкой (мочалкой), учиться выполнять графические движения. Действия ребенка этого возраста еще нестабильные, часто спонтанные. К 3 годам инструментальные движения становятся более определенными, менее разбросанными. К концу раннего возраста ребенок способен выполнять координированные действия двумя руками, складывая кубики, мозаику, пирамидку. Структурно-функциональное созревание теменных отделов коры больших полушарий обеспечивает контроль положения тела в пространстве и позиционных компонентов движений, что способствует пространственной ориентировки. В формировании произвольной двигательной деятельности ребенка все большее значение приобретает речевая инструкция.

Психофизиологическая характеристика. Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Созревание нейронного аппарата коры больших полушарий приводит к совершенствованию обработки информации и организации деятельности, обеспечивающие развитие инициативных предметных действий.

Ребенок этого возраста способен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. На основе уже сформированного эталона, содержащего различные сенсорные признаки объекта, опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов: зрительного, тактильного или слухового. Качественных изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание на этом этапе развития, не происходит. Преобладает, как и в младенческом возрасте, эмоциональная активация.

Формирование в раннем возрасте возможностей ребенка опознавать объекты, подкрепленных эмоциональным компонентом внимания, обеспечивает развитие процесса невербальной категоризации. Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению. В течение первых лет жизни совершенствуется понимание речи и собственная активная речь ребенка. На основе развития речи и ее интериоризации начинает формироваться вербальный интеллект ребенка.

К 3-летнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых, формируется самосознание («Я сам»). Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости. В психологии этот период обозначается как кризис 3-летнего возраста.