Гипофиз
Гипофиз является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда других эндокринных желез. Его масса составляет 0,5 – 0,7 г.
Будучи анатомически единым, гипофиз делится на две доли, имеющие различное происхождение и строение:
передняя доля (аденогипофиз) – развивается из эктодермы – крупнее других долей и состоит из трех частей:
дистальной;
бугорной;
промежуточной;
задняя доля (нейрогипофиз) – развивается из будущего промежуточного мозга - состоит из двух частей:
нервной – расположенной позади промежуточной части аденогипофиза;
воронки – соединяющей нервную часть с гипоталамусом промежуточного мозга.
Табл. 4. Эндокринные железы и их гормоны.
Железы внутренней секреции | Выделяемые гормоны | Действие |
Гипофиз: а) передняя доля
б) задняя доля
Щитовидная железа
Паращитовидные
Поджелудочная Надпочечники: а) кора
б) мозговое вещество
Яичники
Желтое тело
Семенники (яички) |
Соматотропин
Тиротропин
Пролактин Меланоцитотропин Фоллитропин
Лютропин
Гормон, стимулирую-щий интерстициальные эндокриноциты Адренокортикотропинный гормон
Окситоцин
Вазопрессин
Тироксин, трийодтиронин, йодосодержащие гликопротеины
Тиреокальцитонин
Паратгормон
Инсулин, глюкагон
Гидрокортизон
Альдостерон
Андрогены Адреналин, норадреналин (катехоламины) Эстрадиол, эстрон
Прогестерон
Тестостерон
|
Стимуляция роста костей, регуляция обменных процессов. Регуляция функций щитовидной железы. Рост молочных желез, секреция молока. Синтез меланина, пигментация кожи. У женщин: стимуляция овогенеза, роста фолликулов, секреция эстрогенов и овуляция. У мужчин: стимуляция развития половых желез, сперматогенеза, выделения половых гормонов. Развитие и созревание половых клеток, секреция половых гормонов. У женщин: стимуляция овуляции, образование желтого тела. У мужчин: стимуляция функций интерстициальных эндокриноцитов половых желез. Регуляция образования и секреции гликокортикоидов коры надпочечников, мобилизация жира из жировой ткани. Сокращение матки, усиление тонуса гладких мышц желудочно-кишечного тракта. Реабсорбция воды в почечных канальцах (антидиуретическое действие), сосудосуживающее действие (повышение кровяного давления). Обеспечение роста, умственного и физического развития, стимуляция энергетического обмена, синтез белка и окислительного метаболизма жиров и углеводов. Регуляция метаболизма кальция и фосфора. Регуляция метаболизма кальция и фосфора. Регуляция обмена углеводов.
Регуляция обмена жиров, белков, углеводов. Регуляция обмена минерального и водно-солевого равновесия. См. гормоны половых желез. Стимуляция обмена веществ; влияние на сосуды, сердце. Развитие половых органов, вторичных половых признаков, половое поведение. Половая дифференцировка у эмбриона. Подготовка слизистой оболочки матки к имплантации зародыша. Нормальное протекание беременности. Половая дифференцировка у эмбриона. Развитие половых органов, вторичных половых признаков, половое поведение. |
При участии гормонов гипофиз регулирует внутрисекреторную активность других желез внутренней секреции, влияет на различные обменные процессы в организме. В связи с этим их называют тропными гормонами (от греч. trophia – питание). Например, при избыточной продукции соматотропного гормона гипофиза усиливается рост человека (гигантизм). При его нехватке – рост замедляется в раннем возрасте и человек остается карликом (длина тела менее 125 см), при этом сохраняются ненормальные пропорции тела и нормальное развитие психики.
Гипофункция гипофиза у взрослых людей ведет к глубоким нарушениям белкового, углеводного, жирового обмена или к общему (гипофизарному) ожирению, или к сильному похуданию (гипофизарной кахексии). Гиперфункция гипофиза ведет к акромагалие – увеличению отдельных частей тела (причем рост уже прекратился) – резко увеличиваются кисти рук, стопы ног, нижняя челюсть, изменяется облик лица.
Возрастные особенности. У новорожденного средняя масса гипофиза составляет 0,12 г. К 10 годам его вес удваивается, к 15 – утраивается. Максимального своего развития гипофиз достигает к 20 годам и в последующие возрастные периоды почти не изменяется (только после 60 лет наблюдается некоторое уменьшение).
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы