logo
Возр

Формы воспроизведения

Навязчивое припоминание – непреодолимое стремление без надобности вспоминать имена героев книг, даты каких-либо событий и т. д.

Повторение – воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания. Повторение изучается в общей психологии как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации человеком тех или иных способов деятельности. Другой функцией повторения является совершенствование действий по различным параметрам. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма (навыка).

Представление – образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим. По виду преобладающих ощущений, лежащих в основе представлений, их подразделяют на зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные, вкусовые, тактильные. По характеру отражения воспринятого ранее представления подразделяются на группы: представления памяти и представления воображения. По участию волевого усилия в возникновении представления - на произвольные и непроизвольные представления.

Пространственные представления – представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном и вращательном движении и т. д. По содержанию пространственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ схемы, структурной химической формулы и т. п.). Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной и многих других видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.

Припоминание – сознательное воспроизведение материала, связанное с преодолением известных трудностей, требующих волевых усилий. Успешности припоминания способствует использование специальных приемов: составление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Припоминание родовой принадлежности – припоминание, при котором испытуемый может определить общие особенности слова (например, сколько в слове слогов, с какой буквы оно начинается и т. д.).