logo
Возр

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст – период развития ребенка от 3 до 6 – 7 лет. Возраст 3 года является переломным в развитии ребенка.

В периоде, охватывающем дошкольный возраст, происходят значительные преобразования в деятельности всех физиологических систем, включая системы, обеспечивающие реализацию психических функций и целенаправленного поведения. Уровень морфофункционального и функционального развития ребенка к 6 – 7 годам обеспечивает готовность к обучению в школе.

Моторное развитие детей 3 – 7 лет связано с:

В дошкольном возрасте совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамику движений верхних и нижних конечностей у детей отличает наличие лишних колебаний и неравномерность скорости. В период от 3 – 4 до 5 – 6 лет улучшается координация движений, дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные движения ногами, что связано с созреванием отделов ЦНС, ответственных за координацию движений. С 4-х лет начинается этап активного освоения и совершенствования новых инструментальных движений, в том числе и действий с карандашом и ручкой. Важно отметить, что с этого возраста выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается, уменьшается число упражнений, необходимых для формирования нового двигательного действия.

Психофизиологическая характеристика. В 3 – 4 года сохраняется свойственное раннему возрасту тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста на основе формирования адекватного сенсорного образа повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. К 6 – 7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, которые отражают созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон. Это обеспечивает возможность углубленного восприятия новых сложных объектов, выработки соответствующих эталонов, оперирования большим набором признаков и способствует значительному обогащению индивидуального опыта.