Условные и безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы.
Б.Р. образуются только при нанесении специфических для данных рецепторов раздражений: свет – для глаз, звук – для органа слуха, болевое, температурное воздействие на кожу. Б.Р. функционируют у новорожденных, т.к. рефлекторные дуги этих рефлексов к моменту рождения уже сформированы. Это рефлексы сосания, слюноотделения, глотания, моргания и др. Б.Р. образуются при действии непосредственных раздражителей, они устойчивые, сохраняются на протяжении всей жизни. Например, в ответ на прикосновение пальца к горячему мышцы резко сокращаются, и рука отдергивается (ожог). При попадании пылинки на поверхность глаза смыкаются веки. Это оборонительные рефлексы. Рефлекторная дуга безусловных рефлексов может проходить через любой отдел центральной нервной системы: спинной мозг, ствол головного мозга, подкорковые (базальные) узлы.
Условные рефлексы – рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни животного или человека; формируются на основе врожденных безусловных рефлексов.
Для образования У.Р. не нужны специфические раздражители, эти рефлексы могут быть выработаны на любое раздражение. У.Р. образуются на основе Б.Р., когда они совпадают по времени. Например, в ответ на какой-либо раздражитель человек (животное) обращает внимание, настораживается. При сочетании такого условного раздражителя со следующим за ним безусловным, конкретным, вызывающим боль, появление пищи и т.д., на такой раздражитель формируется ответ как на безусловное, прямое воздействие. Выработка и закрепление У.Р. происходит с участием высших отделов центральной нервной системы. Они рассматриваются как основа высшей нервной деятельности.
Понятие «условный рефлекс» предложил И.П. Павлов в 1903 году. Это открытие привело к созданию новой отрасли науки – физиологии высшей нервной деятельности. Врожденные безусловные рефлексы, участвующие и у животных, и у человека в ответных реакциях на конкретные раздражители, И.П. Павлов объединил в первую сигнальную систему. Основанную на безусловных рефлексах условно-рефлекторную деятельность специфическую для человека, когда условные раздражители – слово, речь, ученый назвал второй сигнальной системой. Так, при появлении какой-то жизненной ситуации на экране телевизора или в книге при ее чтении у зрителя или читателя может появиться улыбка на лице или слезы, плохое настроение.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы