logo
Возр

Мозговая организация речи

Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную функцию представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (центр Вернике) и ее воспроизводства (центр Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии.

Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологические исследования А.Р. Лурии и других авторов. Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

Специализированную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов - фонемы. Например: люк, лак, лук или бар – пар. Различие фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения этих слов становится невозможным. Фонемы – это звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и отвечает за специфический для вербального общения фонематический слух. Нарушения в этой области делают невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Такую же роль в восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.

Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухоречевую память, и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему. При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственно реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием других структур мозга.

Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочными отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области. Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами – необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей регуляторной системой мозга.

Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Такие больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями. Например, на вопрос: «Вы пили чай?», больной отвечает: «Чай? Пил чай!»

В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторной области, расположенной кпереди от центральной (роландовой) борозды и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов – больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь. Т.о. в речевой деятельности принимают участие различные области коры больших полушарий.

Несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию. При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические – интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Нарушается зрительно-пространственный анализ вербального материала.