logo
Возр

Процессы памяти

Запоминание – закрепление воспринимаемой информации. Выделяются два способа запоминания: механическое и осмысленное.

Сохранение – удержание заученного в памяти

Воспроизведение – активизация запомненной ранее информации. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.

Пассивное угасание (от лат. passivus – недеятельный) – уменьшение четкости (или прочности) энграмм с течением времени.

Временное забывание – возникает при торможении временных нервных связей.

Частичное забывание – вид забывания, при котором человек воспроизводит не весь материал, или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

Полное забывание – вид забывания, при котором закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Узнавание – отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Основой узнавания является сравнение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и производительности.

Узнавание индивидуальное – опознание какого-либо единичного объекта. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше.

Узнавание родовое – опознание вариативного предмета или явления. Например, некоторой геометрической фигуры. Узнавать вариативный объект, значит отнести его к какому-либо известному классу объектов.

Узнавание симультное (мгновенное) – имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

Узнавание сложное – имеет место тогда, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты.

Узнавание сукцессивное (последовательное) – связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления.