Виды памяти
Ассоциативная память – память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой ассоциативно – по смежности (в пространстве или времени), по сходству, по контрасту.
Бессознательная память – связана с долговременной и генетической памятью, управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которое направлено внимание.
Буферная память – (кратковременная), обеспечивает хранение информации в циклических процессах (например, повторение запоминаемой информации).
Видовая память – обусловленная генетическими факторами данного вида.
Генетическая память – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Г.П. не меняется под влиянием обучения.
Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных движений. Основа формирования двигательных умений и навыков.
Долговременная память – хранит информацию весь постнатальный период. Многократное воспроизведение информации упрочивает ее следы (энграммы) в долговременной памяти.
Зрительная память – сохранение зрительных образов.
Индивидуальная память – вся информация человека, приобретенная им в течение жизни.
Рис. 25. Виды памяти
Кратковременная память – хранит материал несколько секунд после его однократного восприятия. В К.П. сохраняется обобщенный образ воспринятого, его существенные элементы. При К.П. нет сознательной установки на запоминание. К.П. характеризуется объемом от 5 до 9 единиц информации, которую человек точно воспроизводит спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ее.
Логическая память – (син. память логически – смысловая, память смысловая) – память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой отдельной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.).
Мгновенная (иконическая) память – удерживает яркую картинку воспринимаемого без обработки информации.
Механическая память – буквальное (точное) хранение информации (числовые ряды, формулы …), которая не требует переработки.
Образная память – все запоминается в виде образов, цифр, закат, лица… Но есть конкретные образы в памяти – зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и др.
Оперативная память – хранит информацию от нескольких секунд до нескольких дней, что определяется задачей. Затем информация исчезает.
Память непроизвольная – информация запоминается в силу особенностей объекта восприятия без усилий, «сама собою».
Память произвольная – информация запоминается специально, намеренно.
Память процедурная – (от франц. procedure – продвигаюсь) – одна из трех видов долговременной памяти (двумя другими являются семантическая и эпизодическая память). Процедурная память – низшая форма памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки).
Память сенсорная – (от лат. sensus – чувство, ощущение) – кратковременное (менее одной секунды) сохранение информации на уровне рецепторов после прекращения действия раздражителя.
Память смысловая – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Псевдопамять – уверенное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого, ранее воспринимавшегося. Такая ложная идентификация основана на более прочном и быстром запоминании часто встречающихся признаков по сравнению с замедленным и менее прочным запоминанием отношений между ними, характерных для данного объекта.
Семантическая память – память, в которой содержится информация об общем познании объективных закономерностей, а так же о структурах и правилах, лежащих в основе различных умственных операций.
Феноменальная память – характеризуется исключительной полнотой и точностью.
Эйдетическая память – (от греч. eidos – вид, образ) – вид зрительной памяти, характеризуется тем, что человек четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливает в памяти зрительные образы виденного. В детстве эйдетическая память имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Она бывает неплохо развита у художников, и является одним из задатков к развитию данных способностей.
Эмоциональная память – память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
Энграмма (физиол.) – след памяти, сформированный в результате научения.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы