logo
Возр

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

Развитие организма подчиняется природным законам, поэтому физиология развития является разделом более широкой области знания – биологии развития.

Физиология развития ребенка исследует те этапы, которые представляют наибольший интерес для специалиста - от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. Ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует эмбриология. Поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Поскольку в динамике роста, развития и созревания человек имеет много специфических, особенных черт, присущих только виду Homo sapiens (человек разумный), физиология развития теснейшим образом переплетается с антропологией.

Человек живёт и развивается в конкретных условиях окружающей среды, с которой он взаимодействует. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития важно знать, как действуют на человека среда, как влияют различные факторы риска, поэтому физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

Рис. 2 Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками

Физиология развития – это естественнонаучная основа педагогики, а также тесно связана с психологией развития, потому что для каждого человека его биологическое и личностное составляют единое целое.