logo
Возр

Виды и свойства внимания

Внимание бывает двух видов:

  1. непроизвольное;

  2. произвольное.

Внимание непроизвольное по механизму близко к ориентировочной реакции. В его осуществлении ведущую роль играют ретикулярная формация и лимбическая система. Непроизвольное внимание направлено на обнаружение и оценку неожиданных изменений внешней среды – новизну, неопределенность и связано потребностью к самосохранению. Непроизвольное внимание обнаруживается с периода новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на экстренное применение раздражителя, которая проявляется в изменении электрической активности мозга (реакция пробуждения), вегетативных реакциях (изменении дыхания, частоте сердцебиения). Для младенцев первых месяцев жизни характерно так называемое «открытое» внимание – обнаружение внешнего сигнала, которое осуществляется с помощью глазных движений, управляемых структурами ствола мозга (зрительными двухолмиями). Существенные изменения корковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в 6 – 7-летнем возрасте. Возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания. При этом сохраняется значение эмоционального фактора.

Внимание произвольное направлено на сознательно выбранную цель, облегчает активный поиск, анализ и обработку внешних стимулов, событий, решение задач и организацию ответных действий. Важнейшим этапом в организации произвольного внимания является младший школьный возраст. К 9 – 10 годам механизмы произвольной регуляции совершенствуются – активационные процессы становятся более управляемыми, определяя улучшение показателей организации деятельности.

Оба вида внимания поддерживаются до тех пор, пока не выяснена значимость стимула, пока он не проанализирован до конца, пока не принято решение, не автоматизирован навык. Решением может быть либо игнорирование стимула как незначимого, либо помещение его в память, либо запуск других, связанных с ним действий или мыслей.

Поведение человека в основном направляется внутренними факторами – его целями и намерениями, в которые трансформируется мотивационно-потребностная сфера. Все психические функции – восприятие, память, мышление в союзе с произвольным вниманием «работают» на достижение этих целей и удовлетворение сменяющих друг друга актуализированных потребностей. В данном случае возникновение внимания (его привлечение и поддержание) первично обусловлено внутренним фактором.

Важнейшая роль принадлежит вниманию, включающемуся в процессы обучения, профессиональную, творческую деятельность человека и обеспечивающему таким образом духовные потребности саморазвития. Это ситуации постановки целей и задач, формирования планов либо самостоятельно, либо на основе принятых к исполнению определенных заданий или инструкций. Среди этих форм произвольного внимания особую значимость для повышения эффективности деятельности приобретает так называемое «антиципаторное» внимание, предшествующее ее осуществлению (команда «Внимание!», обращенная к учащимся перед объяснением нового материала).

В психологии внимания обычно выделяют ряд свойств, характеризующих разные стороны осуществления этого процесса:

  1. объем – характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов при внимании – составляет 7 – 9 единиц;

  2. устойчивость – проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противодействии отвлечениям – она является важным качеством человека-оператора;

  3. распределение – характеризует возможность эффективного выполнения двух или нескольких видов деятельности;

  4. переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой;

  5. концентрация – способность сосредоточится на главном, частном или в целом на объекте, явлении;

  6. интенсивность – количество затрачиваемой энергии на тот или иной объект, явление.

Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность – способность выбирать значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта, операции, направленные только на достижение основной цели при игнорировании других, незначимых объектов, подавлении других, сходных, но не направленных на основную цель операции. Эта способность компенсирует ограниченные ресурсы внимания и небеспредельные возможности его распределения.

Для выполнения вниманием его основной функции – обеспечение эффективности любой деятельности – эти свойства должны быть выражены не слабо и не чрезмерно и соответствовать ситуации. Например, высокая устойчивость внимания может вызвать излишнее «застревание» на какой-то уже ненужной работе, слишком легкая переключаемость приведет к поверхностному знанию, широте в ущерб глубине.

Рис. 24. Свойства внимания