Фазы работоспособности
Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяются несколько периодов:
врабатывание;
устойчивый период (период оптимальной работоспособности);
предутомление (период компенсаторной перестройки);
утомление.
Врабатывание – динамика функционального состояния и работоспособности в начальный период работы. В этот период происходит:
постепенное повышение работоспособности;
значительное напряжение;
высокие энергозатраты;
поиск наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем;
организация произвольного внимания и функциональной организации деятельности;
качественное изменение свойства нервных клеток – повышение их возбудимости, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга.
Иногда выделяют три стадии врабатывания:
стадию мобилизации, охватывающую период от начала подготовки к деятельности до включения в нее;
стадию первичной реакции, развивающейся на короткий период после начала работы;
стадию гиперкомпенсации, характеризующуюся поиском такого режима работы, при котором достигается стабильный оптимальный ритм для данных конкретных условий труда, необходимая интенсивность и точность рабочих движений, их объем (при минимальном расходе физиологических резервов).
В процессе врабатывания:
возрастает уровень активации ЦНС;
перестраиваются вегетативные функции с учетом тяжести и напряженности работы;
достигаются оптимальные точность и интенсивность рабочих движений;
мобилизуются сенсорные процессы и внимание.
В результате всего этого существенно возрастает работоспособность.
Устойчивый период – это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласование в деятельности всех систем.
Предутомление – это период, когда ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго.
Утомление – процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы, проявляющейся ухудшением количественных и качественных показателей этой работы (снижением работоспособности), дискоординацией физиологических функций и обычно сопровождающийся ощущением усталости.
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу:
изменение почерка – особенно отчетливо это видно у детей, которые обычно пишут аккуратно и правильно;
нарушение концентрации внимания;
снижение темпа работы;
двигательное беспокойство – после 5 – 10 минут учебной деятельности, связанной со статическим напряжением (письмо, чтение, работа за компьютером), ребенок начинает «крутиться», многократно менять позу;
повышение количества ошибок;
нарушается регуляция вегетативных функций – потливость (у детей сильно потеют руки), покраснение лица, жалобы на головную боль или «боль в животе»;
нарушение координации движений.
Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в процессе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, которые снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение и позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой.
Утомление обладает двойным биологическим действием:
является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения;
стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв).
Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние: при очень интересной, эмоционально значимой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает и в какой-то момент может проявиться в виде резкого снижения работоспособности, проявляющегося как отказ от работы («больше не могу»). Дети более старшего возраста (10 – 12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже предутомления, умеют регулировать и ограничивать работу.
Рис. 30. Фазы работоспособности
Хроническое утомление – прогрессирующее накопление неблагоприятных функциональных сдвигов, сопровождающихся снижением работоспособности вследствие недостаточности периодов отдыха во время и после работы для полного восстановления функций организма. При этом организм становится более восприимчивым ко многим болезнетворным влияниям. Превышение допустимых пределов нагрузки и чрезмерное истощение нервных центров при хроническом утомлении сопровождается срывом адаптации и развитием переутомления.
Продолжительность отдельных фаз работоспособности зависит от многих причин:
Возраст – чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление;
Состояние здоровья – у детей с хроническими заболеваниями и особенно у часто и длительно болеющих детей отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления;
Функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка – именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяют возможности ребенка к организации деятельности, особенности организации внимания, продолжительность врабатывания, способность определенное время работать без отвлечений и в конечном итоге – эффективность работы.
Если условия и организация работы или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление. В онтогенезе ребенка выделяются два критических периода – начало обучения (6 – 7 лет) и период полового созревания (11 – 14 лет). Эти периоды отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы