V стадия полового развития
Наступление этой стадии у девочек в большинстве случаев происходит в 15 – 16 лет, реже – в 13 – 14, у мальчиков в основном в 16 – 17, иногда в 18 лет, т.е. уже не в подростковом, а в юношеском возрасте. Темп полового созревания во многом определяется наследственностью, в частности типом телосложения:
у представителей астенического и астеноторокального типов половое созревание происходит сравнительно медленно, а половая зрелость наступает в возрасте 16 – 17 лет;
у подростков мышечного и дегестивного типов половое созревание завершается в среднем на 1,5 – 2 года раньше.
Люди с разным типом телосложения не только различаются внешне, их физиологические системы также функционируют по-разному (табл. 6). Поэтому определение типа телосложения имеет важное значение для индивидуальной характеристики подростка и юноши.
Табл. 6. Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения.
Морфофункциональные свойства | Тип телосложения | ||
дигестивный | мышечный | торакальный | |
Внешние признаки: кости скелета плечи конечности |
Широкие Не шире бедер Сравнительно короткие |
Широкие Шире бедер Средние |
Узкие Немного шире бедер Сравнительно длинные |
Угол между нижними ребрами | Тупой | Прямой | Острый |
Функциональные свойства: объем легких мышечная сила выносливость |
Относительно малый Большая Малая |
Средний Большая Средняя |
Относительно большой Малая Большая |
Приблизительно определить тип телосложения можно при помощи весоростового индекса. Для этого величину веса тела в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведенную в третью степень. Например, если вес тела 15-летнего мальчика 64 кг, а рост 1,76 м, то индекс равен 64 : 1,763 = 11,7, т.е. его телосложение ближе всего к мышечному типу. В табл. 7 приведены весоростовые коэффициенты, характерные для представителей различных типов телосложения в возрасте от 7 до 16 лет.
Табл. 7. Весоростовой индекс у детей школьного возраста с разным телосложением.
Тип телосложения | Возраст, годы | |||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Дигестивный Мышечный Торакальный | 13,8 12,6 11,8 | 13,7 12,6 11,4 | 13,5 12,3 11,1 | 13,2 12,1 11,1 | 13,1 12,06 10,9 | 12,9 11,8 10,7 | 12,8 11,8 10,6 | 12,8 11,8 10,9 | 12,7 11,8 11,0 | 12,7 11,9 11,4 |
Физическое развитие. Результаты антропометрических измерений по 26 показателям свидетельствуют о том, что не завершающей стадии полового созревания продолжаются изменения в соотношении различных частей тела (его длины, ширины плеч и ширины тела). Эти преобразования тесно связаны с изменениями гормонального фона. В юношеском возрасте устанавливаются новые взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие совершенствование регуляторных процессов и их экономизацию.
Вегетативные функции. Резкое расширение резервных возможностей органов и систем вегетативного обеспечения идет двумя путями:
за счет развития функциональных возможностей периферических органов;
за счет совершенствования центральных механизмов управления.
Например, мышечная деятельность и ее вегетативное обеспечение. Периферическое звено – зд. скелетные мышцы. Созревание волокон продолжается и в юношеском возрасте: увеличение размеров (поперечника) волокон, их гликогеновых и жировых запасов. Это увеличивает функциональные возможности мышц:
резкое снижение чувствительности дыхательного центра – увеличение напряжения углекислого газа в крови приводит к значительно меньшим сдвигам в легочной вентиляции, чем у детей и подростков;
экономичные терморегуляторные реакции, как при изменении температуры окружающей среды, так и во время мышечной деятельности (между системами кровообращения, дыхания, терморегуляции и других вегетативных систем устанавливается минимальное число взаимосвязей, которые разрушаются при утомляемости).
Работоспособность. В результате изменений, затрагивающих периферические и центральные физиологические механизмы, резко возрастает надежность функционирования всех систем организма. Это значительно повышает работоспособность. Юноша выполняет примерно в 20 – 30 раз больше работы, чем ребенок 9 – 10 лет. Такое колоссальное увеличение работоспособности – результат не только увеличения размеров тела и структурных перестроек, но и оптимизация регуляторных процессов: гормональных и нервных.
Организация движений. Эндокринные перестройки, связанные с половым созреванием, оказывают свое влияние на механизмы регуляции движений. Точностные движения 11-летних детей наиболее близки к движениям взрослых и отличаются от них только по показателю точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование управления движениями от 10 к 11 годам идет по линии улучшения механизма взаимодействия мышц сгибателей и разгибателей. К 11 – 12 годам улучшаются функции бинокулярного, монокулярного, центрального и периферического зрения, а после 12 лет монокулярная оценка удаленности предмета становится достаточной для исполнения точного моторного действия рукой. Возраст 12 лет оказывается «переломным» и для бинокулярного контроля за движениями. К 13 – 14 годам уже достаточно развиты зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель).
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы