logo
Возр

V стадия полового развития

Наступление этой стадии у девочек в большинстве случаев происходит в 15 – 16 лет, реже – в 13 – 14, у мальчиков в основном в 16 – 17, иногда в 18 лет, т.е. уже не в подростковом, а в юношеском возрасте. Темп полового созревания во многом определяется наследственностью, в частности типом телосложения:

Люди с разным типом телосложения не только различаются внешне, их физиологические системы также функционируют по-разному (табл. 6). Поэтому определение типа телосложения имеет важное значение для индивидуальной характеристики подростка и юноши.

Табл. 6. Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения.

Морфофункциональные

свойства

Тип телосложения

дигестивный

мышечный

торакальный

Внешние признаки:

кости скелета

плечи

конечности

Широкие

Не шире бедер

Сравнительно короткие

Широкие

Шире бедер

Средние

Узкие

Немного шире бедер

Сравнительно длинные

Угол между нижними

ребрами

Тупой

Прямой

Острый

Функциональные

свойства:

объем легких

мышечная сила

выносливость

Относительно малый

Большая

Малая

Средний

Большая

Средняя

Относительно большой

Малая

Большая

Приблизительно определить тип телосложения можно при помощи весоростового индекса. Для этого величину веса тела в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведенную в третью степень. Например, если вес тела 15-летнего мальчика 64 кг, а рост 1,76 м, то индекс равен 64 : 1,763 = 11,7, т.е. его телосложение ближе всего к мышечному типу. В табл. 7 приведены весоростовые коэффициенты, характерные для представителей различных типов телосложения в возрасте от 7 до 16 лет.

Табл. 7. Весоростовой индекс у детей школьного возраста с разным телосложением.

Тип

телосложения

Возраст, годы

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Дигестивный

Мышечный

Торакальный

13,8

12,6

11,8

13,7

12,6

11,4

13,5

12,3

11,1

13,2

12,1

11,1

13,1

12,06

10,9

12,9

11,8

10,7

12,8

11,8

10,6

12,8

11,8

10,9

12,7

11,8

11,0

12,7

11,9

11,4

Физическое развитие. Результаты антропометрических измерений по 26 показателям свидетельствуют о том, что не завершающей стадии полового созревания продолжаются изменения в соотношении различных частей тела (его длины, ширины плеч и ширины тела). Эти преобразования тесно связаны с изменениями гормонального фона. В юношеском возрасте устанавливаются новые взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие совершенствование регуляторных процессов и их экономизацию.

Вегетативные функции. Резкое расширение резервных возможностей органов и систем вегетативного обеспечения идет двумя путями:

  1. за счет развития функциональных возможностей периферических органов;

  2. за счет совершенствования центральных механизмов управления.

Например, мышечная деятельность и ее вегетативное обеспечение. Периферическое звено – зд. скелетные мышцы. Созревание волокон продолжается и в юношеском возрасте: увеличение размеров (поперечника) волокон, их гликогеновых и жировых запасов. Это увеличивает функциональные возможности мышц:

Работоспособность. В результате изменений, затрагивающих периферические и центральные физиологические механизмы, резко возрастает надежность функционирования всех систем организма. Это значительно повышает работоспособность. Юноша выполняет примерно в 20 – 30 раз больше работы, чем ребенок 9 – 10 лет. Такое колоссальное увеличение работоспособности – результат не только увеличения размеров тела и структурных перестроек, но и оптимизация регуляторных процессов: гормональных и нервных.

Организация движений. Эндокринные перестройки, связанные с половым созреванием, оказывают свое влияние на механизмы регуляции движений. Точностные движения 11-летних детей наиболее близки к движениям взрослых и отличаются от них только по показателю точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование управления движениями от 10 к 11 годам идет по линии улучшения механизма взаимодействия мышц сгибателей и разгибателей. К 11 – 12 годам улучшаются функции бинокулярного, монокулярного, центрального и периферического зрения, а после 12 лет монокулярная оценка удаленности предмета становится достаточной для исполнения точного моторного действия рукой. Возраст 12 лет оказывается «переломным» и для бинокулярного контроля за движениями. К 13 – 14 годам уже достаточно развиты зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель).