Надпочечники
Надпочечная железа по форме напоминает уплощенную пирамидку со слегка закругленной вершиной. В надпочечнике различают переднюю, заднюю и нижнюю (почечную) поверхности. Надпочечник состоит из двух желез, различных по происхождению, строению и функциям:
корковое вещество – находится в периферических слоях надпочечника, делится на:
клубочковую (наружную);
пучковую (среднюю);
сетчатую (на границе с мозговым веществом) зоны;
мозговое вещество – располагается внутри органа.
Гормоны надпочечных желез влияют на различные жизненные процессы в организме – на обмен белков, жиров, углеводов, водно-солевое равновесие, функции сердечно-сосудистой и нервной системы. Гормоны (минералокортикоиды), выделяемые клетками клубочковой зоны, увеличивают концентрацию натрия в крови, что ведет к задержке воды в тканях. При недостаточной работе этих гормонов организм теряет большое количество жидкости, что может привести к обезвоживанию и к смерти. Другие гормоны (глюкокортикоиды) повышают содержание сахара в крови, поддерживают нормальную функцию почек, снижают воспалительные процессы и аллергические реакции, повышают устойчивость к стрессам, способствуют приспособляемости организма к неблагоприятным воздействиям среды. Адреналин усиливает и учащает сокращение сердца, повышает возбудимость сердечной мышцы, вызывает сокращение гладкой мускулатуры желчных и мочевыводящих путей, матки и влагалища, мышцы, расширяющей зрачок. Его применяют для лечения больных бронхиальной астмой и при бронхоспазмах, т.к. он расслабляет мышцы бронхов. Адреналин способствует повышению возбудимости рецепторов нервной системы, особенно сетчатки глаза, органов слуха и равновесия. При сильных эмоциях (резкое охлаждение, внезапная радость, чрезмерное мышечное напряжение, страх, гнев) увеличивается выброс адреналина в кровь. Этот факт свидетельствует о влиянии на функции мозгового вещества надпочечников нервной системы.
Возрастные особенности. У новорожденного масса одного надпочечника составляет 8 – 9 г. Сразу после рождения их вес уменьшается до 3 – 4 г (стресс после родов). Через 2 – 3 месяца масса и структура постепенно восстанавливаются и к 5 годам достигают уровня, который был к моменту рождения. Завершается формирование надпочечника в период полового созревания. К 20 годам его вес увеличивается в 1,5 раза по сравнению с новорожденным. В дальнейшем масса и размеры надпочечника не изменяются. У женщин они чуть больше, чем у мужчин, а во время беременности еще больше увеличиваются.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы