Результаты корреляционного анализа
Для оценки влияния индивидных особенностей на проявления стрессоустойчивости педагогов разного уровня профессионального мастерства был проведен корреляционный анализ. Его результаты представлены в табл. 4.6. и 4.7.
Таблица 4.6
Взаимосвязи индивидных свойств со стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ
Показатель | Депрессивность | Раздражительность | Застенчивость | Эмоциональная лабильность | Стрессоустойчивость |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сила нервной системы | -,29 | ,13 | -,43 | -,38 | ,34 |
Уравновешенность | -,34 | -,31 | -,07 | -,43 | ,21 |
Экстраверсия | -,14 | ,46 | -,35 | -,12 | ,11 |
Возраст | -,08 | ,12 | ,08 | -,11 | ,18 |
Примечания:
а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;
б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0,05 и выше.
Таблица 4.7
Взаимосвязи индивидных свойств со стресс-проявлениями в группе учителей НПМ
Показатель | Депрессивность | Раздражительность | Застенчивость | Эмоциональная лабильность | Стрессоустойчивость |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сила нервной системы | -,06 | ,12 | -,33 | -,02 | ,35 |
Уравновешенность | -,14 | ,08 | -,39 | -,36 | -,11 |
Экстраверсия | -,14 | ,29 | -,45 | -,26 | ,18 |
Возраст | ,47 | ,30 | ,51 | ,33 | -,04 |
Примечания:
а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены ;
б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0,05 и выше.
Коэффициенты корреляций относительно параметра сила—слабость нервной системы переведены в прямую зависимость, то есть положительная связь указывает на возрастание силы нервной системы, а отрицательная — па уменьшение.
Получены надежные корреляционные зависимости в группе учителей ВПМ между следующими показателями:
r (1; 4) = -0,43 (р < 0,05). Данный коэффициент корреляции отражает наличие отрицательной связи между силой нервной системы и застенчивостью. Эта связь вполне логично объясняется тем, что с повышением чувствительности (уменьшением силы нервной системы) увеличивается я проявление осторожности-трусливости, по мнению Е. П. Ильина и, соответственно, человек в стрессогенных условиях чаще будет реагировать по пассивно-оборонительному типу.
r (1; 5) = -0,38 (р < 0,05). Отрицательная связь между силой нервной системы и эмоциональной лабильностью может свидетельствовать о том, что по мере роста чувствительности нервной системы учителя ВПМ чаще проявляют эмоциональные переживания.
Данный факт можно объяснить тем, что поскольку в структуре эмоциональности высокоуспешных учителей преобладают положительные эмоции, то, соответственно, нет необходимости специально контролировать их проявление. Между тем с увеличением слабости нервной системы чувствительность к внешним изменениям среды повышается, что и сказывается на росте эмоциональной лабильности.
r (2; 5) = -0,43 (р < 0,05). Наличие отрицательной связи между уравновешенностью и частотой смены эмоций вполне объяснимо, если сопоставить сущностные характеристики данных свойств. Так, с уравновешенностью напрямую связана эмоциональная возбудимость человека. Поэтому по мере роста уравновешенности будет наблюдаться снижение эмоциональных реакций, что предопределяет низкий уровень эмоциональной лабильности.
r (3; 3) = 0,46 (р < 0,05). Данная связь свидетельствует о том, что по мере увеличения выраженности экстравертированности чаще проявляется раздражительность. Скорее всего, это объяснятся тем, что экстравертированность предопределяет большую зависимость от внешних обстоятельств, чем от внутренних факторов, в том числе и сдерживающего характера.
Специфическую зависимость стресс-реакций от индивидных особенностей учителей НПМ отражают следующие коэффициенты корреляции:
1. r (2; 4) = -0,39 (р < 0,05). Отрицательная связь застенчивости с уравновешенностью в группе учителей НПМ может свидетельствовать о том, что уравновешенным лицам менее свойственны стресс-реакции пассивно-оборонительного типа.
r (3; 4) = -0,45 (р < 0,05). Обратная корреляционная зависимость отражает факт уменьшения застенчивости по мере увеличения экстравертированности у учителей НПМ. По-видимому, эту связь можно объяснить тем, что экстравертированность предопределяет большее число социальных взаимодействий, контактность, и, соответственно, она отрицательно влияет на застенчивость.
r (4; 2) = 0,47 (р < 0,05). Наличие связи возрастного развития с депрессивностью учителей данной выборки может свидетельствовать о том, что в ходе занятия педагогической деятельностью у педагогов НПМ накапливается неудовлетворенность жизнью и т.п., что и определяет рост депрессивных реакций.
r (4; 4) = 0,51 (р < 0,01). Положительная связь возрастного развития с пассивно-оборонительной стресс-реакцией (застенчивостью) подтверждает факт аккумулирования стрессогенных воздействий и их выражение учителями НПМ в социально приемлемой форме.
Выводы. Таким образом, на основе анализа взаимодействий индивидных особенностей учителей разной успешности со стресс-проявлениями можно отметить следующие факты:
Достоверных различий по индивидным свойствам между группами высоко- и низкоуспешных учителей не выявлено.
Выявлены корреляционные зависимости между индивидными свойствами и различными формами стресс-реакций внутри исследуемых выборок педагогов.
Отмечены различия во взаимосвязях индивидных особенностей с конкретными стресс-проявлениями учителей разного уровня профессионального мастерства, что может являться отражением специфичности функционирования механизмов стрессоустойчивости, детерминируемых природно обусловленными свойствами психики человека.
Так, однонаправленные положительные связи уравновешенности со стрессоустойчивостью в обеих группах учителей можно трактовать как положительный вклад данного личностного свойства в стресс-резистентность педагогов. Позитивное влияние силы нервной системы на степень сопротивляемости стрессу высокоуспешных учителей опосредовано, скорее всего, большей выносливостью лиц с данной типологической особенностью к действию стрессогенных воздействий.
Особый интерес представляют противоположные связи темпераментного свойства экстраверсии—интроверсии со стресс-реакциями педагогов исследуемых групп. Так, повышение стрессоустойчивости учителей ВПМ по мере роста интровертированности мы связываем с их большей ориентацией на внутренний мир (нормы, правила) и вследствие этого — меньшей подверженностью стрессогенным воздействиям педагогической деятельности.
Благоприятное действие экстравертированности на стрессоустойчивость учителей НПМ обеспечивается, на наш взгляд, за счет повышенной включенности экстравертов в социальные взаимодействия, что может существенно снижать у них некоторые стресс-проявления (застенчивость).
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5