Неврологическая регуляция адаптационных процессов
Весьма продуктивным является подход, позволяющий проследить влияния различных неврологических структур на регуляцию высших форм психического отражения, возникавших на последовательных этапах человеческой эволюции и адаптации. Отталкиваясь от классических работ Н. А. Бернштейна и «накладывая» собственный эмпирический материал по результатам исследований когнитивной сферы, Б. М. Величковский (1999) вводит шесть уровней иерархической регуляции различных процессов перцептивной, сенсомоторной и когнитивной обработки:
Уровень Л. Палеокинетические регуляции. Этот самый нижележащий уровень обеспечивает протопатическую чувствительность и базовые защитные реакции.
Уровень В. Синергии. На данном уровне осуществляется регуляция ритмических и циклических движений; осознание сводится к проприо- и тангорецепторным ощущениям.
Уровень С. Пространственное поле. Здесь подключаются первичные области коры головного мозга, которые обеспечивают восприятие стабильной и объемной окружающей среды.
Уровень D. Предметные действия. На следующем витке эволюции формируются вторичные области неокортекса. В результате становится возможной тренировка перцептивных и моторных навыков высшего порядка в ходе адаптации, память поддерживается перцептивными образами.
Уровень Е. Концептуальные структуры. Ассоциативные области коры позволяют идентифицировать объекты л события как элементы порождающих классов, вступать в коммуникации и иметь собственное символическое представление о мире.
Уровень F. Метакогнитивные координации. Формирование контрольных областей неокортекса делает возможным личностное и межличностное отношение, рефлексивное сознание и продуктивное воображение.
Для нас важным является также тезис о том, что когнитивные и мотивационные механизмы личности тесно переплетаются между собой, что является, по-видимому, результатом коннективистских тенденций в ходе эволюции и адаптации:
В связи с предложенной схемой возникает вопрос, ограничивается ли применение такой организации только лишь областью моторного контроля и когнитивной обработки или же она описывает и другие функциональные аспекты регуляции деятельности. Тесное взаимодействие когнитивных и мотивационных переменных — одна из главных особенностей «деятельности» по сравнению с «поведением». Одну из многообещающих перспектив задает то, что эмоции и мотивационные процессы могут и сами быть организованы в виде иерархии (Б. М. Величковский, 1999, с. 8-9).
ЭКПЕРИМЕНТ
Экспериментальные данные психофизиологических функций космонавтов (предполетный, полетный и послеполетный периоды), подвергнутые качественному и количественному анализу С. И. Степановой, позволили прийти к выводу о выраженной ритмической природе этих процессов в ходе адаптации (С. И. Степанова, 1977). Прежде всего это касается выраженной колебательной функции в динамике параметров внимания космонавтов, у которых выделяются колебания уровня бдительности с периодами 2-3 и 30-40 минут (в зависимости от напряженности деятельности, функционального состояния адаптанта и его индивидуально-психологических особенностей). Другой важный вывод из сформулированного закона волнообразности действия адаптационного процесса заключается в том, что всегда необходимо учитывать, на какую фазу колебания адаптационного процесса приходится то или иное воздействие в изменяющейся внешней среде. Именно учет этой закономерности позволяет объяснить зарегистрированные многочисленные факты, когда воздействия определенного типа (одинаковые по своему составу и интенсивности) на одних этапах адаптации дают выраженную реакцию (или даже целый симптомокомплекс), на других — незначительную (слабую), а на третьих никак себя не проявляют в динамике психофизиологических показателей. Вместе с тем в волнообразной природе адаптивных процессов на психофизиологическом уровне достаточно выражены ритмические составляющие, относящиеся к классу сверхмедленных физиологических процессов (с периодами от нескольких минут до классического суточного ритма), которые достаточно детально исследованы рядом отечественных авторов (Н. А. Аладжалова, 1979; В. А. Илюхина, 1986; М. Н. Ливанов, 1972).
В проведенных нами ранее исследованиях психофизиологических составляющих динамики психомоторной деятельности (простое зрительно-моторное реагирование) и формально-динамических характеристик интеллектуальной деятельности как основных компонентов адаптационного процесса также удалось показать наличие медленноволновых и сверхмедленных составляющих. Выявлено, в частности, существование двух основных диапазонов в колебаниях латентного периода простой зрительно-моторной реакции на предъявляемые через равные интервалы времени стимулы — так называемый младший диапазон реагирования (интервалы подачи стимулов через 1 и 2 секунды) и старший диапазон (интервалы 4, 6, 8 и 10 секунд). В свою очередь, показатели скорости выполнения интеллектуальных действий на двух различных этапах решения задач обнаружили достоверную взаимосвязь с двумя различными биоэлектрическими индикаторами лабильности.
Проинтерпретировать полненные экспериментальные факты оказалось возможным на основе концепции об обеспечении психической деятельности корково-подкорковой структурно-функциональной организацией связей, включающей звенья различной степени жесткости (Н. П. Бехтерева, 1974). Анализ на основе этой концепции таких общих свойств нервной системы, как лабильность и подвижность, предпринятый В. А. Суздалевой, позволил обосновать положение о том, что функционирование жестких звеньев центральной нервной системы обусловливает функциональную лабильность (скорость протекания) нервных процессов. В то же время функционирование гибких звеньев в различных корково-подкорковых структурах головного мозга связано с таким свойством, как подвижность нервной системы, которая лежит в основе психофизиологического обеспечения адаптации индивида к новым условиям протекания различных видов деятельности.
Исходя из этого можно предположить, что быстрота установления интеллектуального навыка при решении задач обеспечивается на основе жесткого и устойчивого взаимодействия нейронных ансамблей, тогда как быстрота усмотрения эквивалентности алгоритмов решения предъявляемых задач (то есть легкость объединения алгоритмических процедур в одну когнитивную структуру) связана с более гибким взаимодействием структурно-функциональных образований головного мозга. Отсюда можно сделать вывод о том, что лабильность как общее свойство нервной системы, лежащее в основе процессов адаптации, имеет своим основанием функционирование как жестких, так и более гибких звеньев центральной нервной системы, что, в свою очередь, обусловливает различные скоростные показатели процесса решения задач.
С другой стороны, эти же скоростные параметры прохождения отдельных этапов решения интеллектуальных задач обнаружили структурные взаимосвязи (по результатам проведенного факторного анализа) с выраженностью медленноволновой ритмики в латентных периодах простого зрительно-моторного реагирования. Так, увеличение 1,5-2,5-минутных колебаний в латентных периодах зрительно-моторных реакции коррелирует с достижением высоких значений скорости установления интеллектуального стереотипа решения, в то время как мощность 14-30-секундных колебаний положительно связана со скоростью возникновения догадки.
ВНИМАНИЕ
Здесь необходимо отметить, что новейшие разработки в области поиска значимых для управленческой деятельности индивидуальных особенностей и их последующей диагностики вновь оперируют таким психофизиологическим комплексом, как лабильность нервных процессов. Так, в работе Е. М. Борисовой с соавторами.(Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М. О. Мдивани, 1997) обосновано существование трех основных блоков профессионально важных качеств руководителя: интеллектуальный, личностный и динамический (сила и лабильность нервной системы). На объемной и репрезентативной выборке испытуемых (около 400 человек, из них 345 управленцев) показано, что именно по показателям лабильности в мыслительно-речевой деятельности группа руководителей статистически значимо отличается от группы студентов, тогда как по показателю силы нервной системы эти различия незначимы.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5