Адаптация к школе
Школьная адаптация – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
Нормальные рост и развитие ребенка в школьном возрасте во многом определяются факторами внешней среды. Для ребенка 6 – 17 лет средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования.
В процессе обучения ребенка в школе можно выделить два физиологически наиболее уязвимых (критических) периода:
начало обучения (1 класс);
период полового созревания (11 – 15 лет, 5 – 7 класс).
В младшем школьном возрасте изменяются базовые механизмы организации всех физиологических и психофизиологических функций, растет напряжение адаптационных процессов. Выделяют важнейшие факторы перехода целостного организма на другой уровень функционирования:
резкая смена социальных условий – начало обучения в школе;
формирование в этом возрасте регуляторных систем мозга, восходящие влияния которых опосредуют избирательную системную организацию интегративной функции мозга, а нисходящие регулируют деятельность всех органов и систем.
Изменяется вся жизнь ребенка – появляются новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.
Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, обуславливается сопровождением интеллектуальных и эмоциональных нагрузок длительными статическими напряжениями, связанными с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6 – 7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у ребят этого возраста. Процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).
Обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15 – 30 ударов в минуту, к увеличению систолического давления на 15 – 30 мм рт. ст., к изменению биохимических показателей крови и т.п.
В 1-м и 5-м классах адаптация к школе происходит наиболее напряженно и продолжается 6 – 8 недель. Физиологическую адаптацию в 1-м классе разделяют на три этапа:
I этап – ориентировочный – на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма (2 – 3 недели);
II этап – неустойчивое приспособление – организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия;
III этап – период относительно устойчивого приспособления – организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Первые недели обучения характеризуются:
достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности;
очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы;
низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой.
По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Например, изучение реакций организма первоклассников на уроках по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы выявило, что напряжение этой системы ребенка можно сравнить с напряжением той же системы космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Это показывает сложность процесса физической адаптации детей к школе. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния ЦНС, к резкому снижению учебной активности и работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление.
Только на 6 – 8 неделе обучения постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (ЦНС, сердечно-сосудис-той, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.
Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от:
внутренних (эндогенных) факторов – возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием;
внешних (экзогенных) факторов – условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.
Важным фактором, влияющим на успешность адаптации, является возраст начала систематического обучения. Не случайно у 6-тилеток период адаптации продолжительнее, напряжение всех систем организма более высокое, работоспособность неустойчивая и более низкая, чем у детей 7 лет. Год, отделяющий 6-тилетнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5 – 1,5 года.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, относительно чего выделяются три группы детей:
с легкой адаптацией – напряженность функциональных систем организма ребенка снижается в течение I четверти;
с адаптацией средней тяжести – нарушения самочувствия и здоровья наиболее выражены и могут наблюдаться в течение I полугодия;
с тяжелой адаптацией – к концу I четверти отмечаются нарушения психического здоровья, которые проявляются в виде различных страхов, нарушений сна, аппетита, чрезмерной возбудимости или вялости, заторможенности; возможны жалобы на усталость, головные боли, обострение хронических заболеваний и т.п.
Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о трудности восприятия учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. Выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить:
улучшение динамики работоспособности на протяжении первых месяцев обучения;
отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья;
формирование адекватного поведения;
установление контактов с учащимися и с учителем;
хорошее усвоение программного материала.
Тяжелее всех адаптируются дети, родившиеся при патологии беременности и родов, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.
Большое значение имеют особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличается привычный для него домашний режим от школьного). Дети, посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», неприученные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения.
Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, факторы, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, которые во многом зависят от учителей и родителей:
рациональная организация учебных занятий;
рациональный режим дня;
соответствие методов преподавания;
соответствие содержания и насыщенности учебных программ;
соответствие условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким развитием произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка-дошкольника (игра), но и новый род занятий (учебный) начинается не сразу. Учение в школе нельзя отождествлять с учебной деятельностью. Дети учатся в самых различных видах деятельности (в игре, труде и т.д.). Однако учебная деятельность имеет свое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми в разные возрастные периоды. Причем, в младшем школьном возрасте дети выполняют все виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие детей, формирование их личности в целом.
В самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности. На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познаванием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради получения хорошей оценки или избегания наказания – вот что должно быть основой учебной деятельности. Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при выполнении простейших учебных действий совместно с учителем, направленных на решение соответствующих учебных задач.
Учебная деятельность содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др., а значит и механизмы адаптации ребенка к школе так же различны.
Необходимо обратить особое внимание на то, что за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения (плохим поведением ребенка) могут скрываться самые разные причины. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении, могут быть ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но это могут быть и дети, не готовые к обучению, например, выросшие в неблагоприятных семейных условиях. Постоянные неудачи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Но это рождает реакцию протеста: они «задираются» на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь хотя бы таким способом выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке психического развития и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка, т.е. стойкое нарушение эмоционального состояния может перейти в нервно-психическую патологию. Но это могут быть просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы