logo search
392871_1238C_rean_a_a_i_dr_psihologiya_adaptaci

Упражнения на развитие интеллектуального потенциала

Проводятся в игровой групповой форме. В качестве участников могут выступать родные или сослуживцы, с которыми имеются близкие дружеские отношения.

Упражнение 1

Участники группы рассаживаются в круг, вооружившись ручками и бумагой.

Инструкция. Задание выполняется письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Задание выполняется в течение 3 минут. Начните работу одновременно.

Через 3 минуты все участники по очереди говорят, сколько у них написано предложений, а затем каждый зачитывает одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы исполнители обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Далее предлагается продолжить составление предложений в течение еще 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений, и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем каждый пишет рассказ о своей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д., при этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания отводится 5 минут (Можно не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Упражнение 2

Участники группы садятся в круг.

Инструкция. Необходимо по очереди выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Первый (тот, кто начнет), предлагает аргумент «за», второй — «против», третий — «за» и т.д. При этом нужно договориться, что следует пользоваться определенной формулировкой: «создавать семью надо, потому что...» и, соответственно, «создавать семью не стоит, потому что...»

Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения участники акцентируют внимание группы на моментах, когда происходит переход в новую содержательную область — например, из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности.

Упражнение 3

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника должны быть бумага и карандаш.

Инструкция. Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это отводится 3 минуты.

Через 3 минуты каждому предлагается сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается и не комментируется. Затем отводится некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом каждому участнику необходимо запомнить один-два аргумента, которые есть у партнера, а у него отсутствуют, и эти аргументы кажутся особенно неожиданными и оригинальными.

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, выполняется следующее задание: в течение 3 минут каждый участник самостоятельно должен написать как можно больше аргументов против курения.

Затем идет обмен результатами своей работы так же, как это делалось на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге, где каждый участник обозначает, какие из аргументов «за» и «против» курения из предложенных партнером особенно понравились, показались оригинальными, неожиданными.

В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлении о частной, конкретной проблеме (в данном случае о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.

Упражнение 4

Если участников много, то они разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

Инструкция. Каждый, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: «Представим себе, что все люди на земле спят днем, а ночью занимаются делами». После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложившей ситуацию) говорят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например: «Представим себе, что все автомобили на земле — желтого цвета. Плюс — легче производить краску для машин, минус — трудно находить свою машину на стоянке; интересный момент — какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей, и т.д.

С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

Упражнение 5

Для выполнения упражнения требуется небольшой мяч (подойдет мяч для большого тенниса). Участники группы рассаживаются в круг.

Инструкция. Для выполнения задания понадобится знание алфавита. Первый, кто начинает игру, бросив кому-то мяч, назовет существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «б». Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему участнику, называющему свое слово-ассоциацию на букву «в», и т.д. Таким образом должен получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, первый игрок, бросая мяч партнеру, говорит «арбуз». Второму участнику необходимо генерировать ассоциацию, относящуюся к арбузу, например «бахча». Следующий участник, в чьих руках оказывается мяч, говорит «вода» и т.д.

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой стороны, характер задания таков, что требует одновременной работы словесно-логического (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и образного (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) мышления. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.