Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
Проводятся в игровой групповой форме. В качестве участников могут выступать родные или сослуживцы, с которыми имеются близкие дружеские отношения.
Упражнение 1
Участники группы рассаживаются в круг, вооружившись ручками и бумагой.
Инструкция. Задание выполняется письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Задание выполняется в течение 3 минут. Начните работу одновременно.
Через 3 минуты все участники по очереди говорят, сколько у них написано предложений, а затем каждый зачитывает одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы исполнители обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Далее предлагается продолжить составление предложений в течение еще 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений, и зачитывает одно из них по своему выбору.
Затем каждый пишет рассказ о своей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д., при этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания отводится 5 минут (Можно не задавать тематику написания рассказа.)
Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.
Упражнение 2
Участники группы садятся в круг.
Инструкция. Необходимо по очереди выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Первый (тот, кто начнет), предлагает аргумент «за», второй — «против», третий — «за» и т.д. При этом нужно договориться, что следует пользоваться определенной формулировкой: «создавать семью надо, потому что...» и, соответственно, «создавать семью не стоит, потому что...»
Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения участники акцентируют внимание группы на моментах, когда происходит переход в новую содержательную область — например, из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности.
Упражнение 3
Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника должны быть бумага и карандаш.
Инструкция. Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это отводится 3 минуты.
Через 3 минуты каждому предлагается сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается и не комментируется. Затем отводится некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом каждому участнику необходимо запомнить один-два аргумента, которые есть у партнера, а у него отсутствуют, и эти аргументы кажутся особенно неожиданными и оригинальными.
Через 5-7 минут, когда все завершат работу, выполняется следующее задание: в течение 3 минут каждый участник самостоятельно должен написать как можно больше аргументов против курения.
Затем идет обмен результатами своей работы так же, как это делалось на предыдущем этапе.
Продолжение обсуждения происходит в общем круге, где каждый участник обозначает, какие из аргументов «за» и «против» курения из предложенных партнером особенно понравились, показались оригинальными, неожиданными.
В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлении о частной, конкретной проблеме (в данном случае о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.
Упражнение 4
Если участников много, то они разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.
Инструкция. Каждый, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: «Представим себе, что все люди на земле спят днем, а ночью занимаются делами». После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложившей ситуацию) говорят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например: «Представим себе, что все автомобили на земле — желтого цвета. Плюс — легче производить краску для машин, минус — трудно находить свою машину на стоянке; интересный момент — какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».
Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей, и т.д.
С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.
Упражнение 5
Для выполнения упражнения требуется небольшой мяч (подойдет мяч для большого тенниса). Участники группы рассаживаются в круг.
Инструкция. Для выполнения задания понадобится знание алфавита. Первый, кто начинает игру, бросив кому-то мяч, назовет существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «б». Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему участнику, называющему свое слово-ассоциацию на букву «в», и т.д. Таким образом должен получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, первый игрок, бросая мяч партнеру, говорит «арбуз». Второму участнику необходимо генерировать ассоциацию, относящуюся к арбузу, например «бахча». Следующий участник, в чьих руках оказывается мяч, говорит «вода» и т.д.
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой стороны, характер задания таков, что требует одновременной работы словесно-логического (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и образного (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) мышления. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5