logo search
Возр

Гетерохрония развития

Гетерохрония развития – отдельные органы и функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении жизненно важных функций созревают неравномерно и достигают уровня зрелости в различные возрастные периоды. Г.Р. обеспечивает высокую приспособляемость организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем, которые проходят определенные этапы становления и формирования.

В раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с тоже наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в данной функции, создают функциональную систему. Т.о. осуществляется минимальное, но достаточное для данного этапа, развитие жизненно важных функций – принцип «минимального обеспечения».

Это можно рассмотреть на примере развития сосательного рефлекса. В функциональной системе сосания из лицевых мышц первой созревает круговая мышца рта, из шейных – готовы к функционированию те, которые осуществляют повороты головы к источнику питания при касании рта или поверхности щеки, среди хемо- и механорецепторов языка раньше формируются расположенные у его корня. К моменту рождения созревают и механизмы, обеспечивающие координацию дыхательных и глотательных движений (непопадание молока в дыхательные пути). Т.о. обеспечиваются самые необходимые операции, связанные с питанием новорожденного – захват, удержание соска, вкусовые ощущения, сосательные движения и направление пищи по соответствующим путям.

На примере формирования системы восприятия информации установлена общая закономерность обеспечения надежности адаптивного функционирования системы. Выделены три функционально различных этапа ее организации:

1-ый этап – период новорожденности – функционирование наиболее рано созревающего блока системы, обеспечивающего возможность реагирования по принципу «стимул – реакция»;

2-ой этап – первые годы жизни – генерализованное однотипное вовлечение элементов более высокого уровня системы, надежность которой обеспечивается дублированием ее элементов;

3-ий этап – дошкольный возраст – иерархически организованная многоуровневая система регулирования обеспечивает возможность специализированного вовлечения элементов разного уровня в обработку информации и организацию деятельности.