2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
С целью анализа понятия стрессовое состояние обратимся к категории психическое состояние. В литературе существует большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных изучению психических состояний человека (Л. М. Аболин, 1987; Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, 1987; В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко, 1981; М. Ю. Денисов, 1992; Е. П. Ильин. 1981; Л. В. Куликов, 1999; Н. Д. Левитов, 1955, 1964; А. В. Махнач, 1995; Н. И. Наенко, 1976; Ю. Б. Некрасова, 1994; А. О. Прохоров, 1991; А. С. Сунцова, 1996; М. Arnold, 1967; Н. Basowits et al., 1955; и др).
В отечественной психологии Н. Д. Левитов (1955) впервые поставил вопрос о психических состояниях как об особой категории, отличной от психических процессов и свойств личности. Он определил психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, указал на сложность и динамичность структуры психических состояний.
Ю. Е. Сосновикова при анализе психических состояний применила категорию времени, основные параметры которого (длительность, необратимость, дискретность, периодичность, бесконечность и др. ) включила в характеристику психических состояний. Через эти свойства автор раскрыла динамику развития и перехода одного состояния в другое. Определяя психическое состояние как «относительно устойчивую структурную организацию всех компонентов психики... представленную в данный момент времени конкретной ситуацией» (Ю. Е. Сосновикова, 1995, с. 20), она показала, что в психическом состоянии, которое всегда существует в настоящем, соотносятся прошлый опыт личности в виде испытанных в различные периоды жизни состояний и будущее человека, представленное в его планах, идеальных установках, представлениях и т. д.
В работах А. О. Прохорова (1991, 1994) и М. Ю. Денисова (1992) подробно исследуются положения о связи и единстве психических состояний с переживаниями и поведением личности, а также проблема обусловленности состояния ситуацией. Психическое состояние рассматривается как целостная, активная реакция личности на внешние и внутренние воздействия (А. О. Прохоров, 1991), как отражение личностью ситуации в виде устойчивого синдрома в динамике психической деятельности (М. Ю. Денисов, 1992, с. 14). Важным в исследовании А. О. Прохорова(1991) является положение о детерминированности психического состояния личностным смыслом, который выступает в качестве индивидуализированного отражения отношения личности к элементам, объектам ситуации и осознается ею как определенное значение.
Интересный анализ сущности, функций, детерминант и ведущих характеристик психического состояния несут в себе изыскания Л. В. Куликова (1995, 1999). Так, наиболее значимым для проникновения в сущность «психического состояния» Л. В. Куликов (1999, с. 9) определяет понятие согласования меняющихся потребностей, возможностей и условий. Устранение рассогласования между внешними условиями деятельности и внутренними ресурсами человека для состояния является системообразующим фактором. Состояния согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и ресурсами (осуществляют соответствие между ними), обеспечивая его развитие в конкретных условиях среды. Другими словами, психическое состояние — это согласование личностных стремлений и возможностей с особенностями средовых факторов и силой их воздействия (Л. В. Куликов, 1999, с. 10). Отсюда следует, что основными функциями состояния являются регулятивная, заключающаяся в поддержании гармоничных отношений между структурами и образованиями личности и организма, и интегративная, отвечающая за объединение отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (А. О. Прохоров, 1994). Кроме регулятивной и интегративной (синтезирующей) можно выделить и ряд других функций психического состояния: активизирующая, приспособительная, ориентирующая и др. Проведенный в работе В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко (1981) системный анализ показал, что основное назначение психического состояния состоит в сохранении характера динамики и взаимодействия подсистем психики в различных изменениях среды. В виде детерминант состояния выступают:
потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);
его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);
условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).
Соотношение между этими тремя составляющими и определяет главные характеристики состояния. Главными, по мнению Л. В. Куликова (1999, с. 16), являются следующие характеристики состояний:
активационные (отражающие интенсивность психических процессов)
тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
тензионные (отражающие степень напряжения);
временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);
эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными, понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание и т. п. );
полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).
Как можно видеть, общим у вышеназванных авторов является понимание психического состояния в качестве активного целостного психического образования, представляющего собой реакцию (либо отражение) личности на ситуацию, рассматриваемую как комплекс внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека. При этом акцент делается на исследовании психологического уровня проявления психического состояния, а в качестве основной единицы при его анализе берется, как правило, категория «переживания».
В литературе мы встречаем и несколько иное, но принципиально не противоречащее первому, понимание психического состояния как фона, на котором развиваются психические процессы, либо как общего функционального уровня, на фоне которого развиваются психические процессы (В. Н. Мясищев, 1960; С. Л. Рубинштейн, 1957; К. М. Гуревич, 1970; А. Б. Леонова, 1984, и др. ). Здесь фоновое состояние выражает определенную меру мобилизации сил, активности личности, ее готовность или неготовность к действию, поступку (И. И. Чеснокова, 1987, с. 22). В таком контексте состояние выступает как одно из внутренних условий, способствующих или препятствующих течению различных психических процессов.
Функциональное состояние. Ряд авторов считают, что к пониманию состояния как фона психической деятельности близко по своей сути стоит понятие функционального состояния (М. Ю. Денисов, 1992; А. О. Прохоров, 1991), проблематика которого широко представлена в литературе (Л. Г. Дикая, 1990; А. Г. Кузнецов, 1979; В. И. Лебедев, 1989; В. И. Медведев, 1979; Т. А. Немчин, 1979, и др. ). В этих работах внимание исследователей в основном привлекают состояния человека, возникающие в острых, экстремальных условиях (при стихийных бедствиях, в условиях изоляции, при аварийных ситуациях на предприятиях и т. п. ) и в профессиональной деятельности, требующей высокой мобилизации психики (космонавтов, летчиков, спортсменов, операторов, врачей-хирургов и др. ). Здесь чаще всего исследователей интересует вопрос о функциях психического состояния, которое может выступать мобилизующим или, напротив, деструктивным фактором в процессе деятельности. Использование термина «функциональное состояние» подчеркивает специфичность подхода к анализу состояний, оно вводится для характеристики «эффективностной стороны деятельности человека... предполагает, прежде всего, решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности» (А. Б. Леонова, 1984, с. 5). В экспериментальных исследованиях изучаются такие функциональные состояния, как состояние нервно-психического напряжения (Н. И. Наенко, 1976; Т. А. Немчин, 1983, и др.), состояния монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности (В. П. Ильин, М. Н. Ильина, 1981; Н. П. Фетискин, 1984), состояние тревожности в процессе подготовки летных экипажей (Г. С. Никифоров, С. Р. Демидов, 1981), различные состояния человека в экстремальных условиях деятельности (В. А. Бодров, 1995; А. Г. Кузнецов, 1979; В. И. Лебедев, 1989 и др. ).
Исследователи функциональных состояний исходят из положения о принципиальной связи состояния с деятельностью и понимают под состоянием качественно своеобразный ответ функциональных систем разных уровней на внешние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности (А. Б. Леонова, 1984, и др.). При характеристике функциональных состояний берется показатель эффективности деятельности, по которому состояния человека делят на состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Иными словами, состояние человека может способствовать эффективному выполнению деятельности даже в очень трудных ситуациях, когда оно характеризуется соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности; в случае, когда требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные возможности человека (Н. И. Наенко, 1976), возникает состояние динамического рассогласования, и человек не справляется с поставленными задачами.
При изучении этих состояний в основном исследуются показатели уровня функционирования различных физиологических систем, изменения в протекании тех или иных психологических процессов, то есть преобладающими являются физиологические и психофизиологические методы. Для нас выводы авторов, сделанные на основе изучения функциональных состояний, представляют актуальный интерес, поскольку в трудных, необычных условиях деятельности чаще всего возникают стрессовые состояния, которые имеют яркие проявления в поведении и деятельности человека и могут являться индикаторами его личностных характеристик.
Суммируя представления исследователей относительно характеристики психических состояний человека, мы должны отметить следующее.
Авторы исходят из понимания состояния человека как сложного, целостного полифункционального и полиструктурного явления психической жизни, то есть рассматривают его в качестве системного объекта изучения.
Целостность психического состояния подразумевает определенный уровень организации, стабильности входящих в него компонентов, синтез их в определенную иерархическую структуру (М. Ю. Денисов, 1992; Е. П. Ильин, 1985).
В процессе формирования психического состояния можно проследить участие трех систем человека (Е. П. Ильин, 1980):
моторной — обеспечивающей двигательную поведенческую реакцию человека (так, в агрессивном состоянии усиливается тонус мышц и наблюдаются двигательные действия наступательного характера);
вегетативного обеспечения ответа на внутренние или внешние воздействия (например, повышение частоты пульса и артериального давления при стрессе или противоположные изменения этих показателей в состоянии апатии);
психической сферы — проявляющейся в изменении динамики познавательных процессов и преобладании положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.
Только при сопоставлении показателей всех трех компонентов друг с другом можно правильно оценить психическое состояние человека. В такой комплексной реакции человека заключается первая отличительная характеристика психического состояния.
Второй характерной чертой любого состояния является латентный (от лат. latens — скрытый, невидимый) период его развития. Задержка в развитии психического состояния может колебаться от нескольких секунд, как это наблюдается при испуге (быстрое появление устрашающего образа в поле зрения), минут и часов, прошедших до начала мышечного или умственного утомления (на что влияет наличие запаса физических или духовных сил), и доходит до нескольких дней и недель при развитии состояния хронического стресса (во время подготовки к выпускным или вступительным экзаменам). То есть необходима определенная величина и длительность действия условий, вызывающих появление конкретного состояния.
Третьей, и последней, общей характеристикой любого психического состояния по Е. П. Ильину является активная природа развития самого состояния. Активность состояния заключается, с одной стороны, в сложности происходящих в организме человека процессов, направленных на формирование и стабилизацию текущего состояния, и, с другой стороны, в противодействии развитию нового психического состояния.
Структурированность проявляется в способности психического состояния сохранять определенный уровень организации компонентов при тех или иных энергетических затратах, проявляющихся в степени выраженности переживаний и сдвигов в функциональных системах человека (В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко, 1981; Л. В. Куликов, 1999; А. О. Прохоров, 1991).
В структуре психического состояния выделяют физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический подуровни (В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко, 1981).
Физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения.
Психофизиологический уровень — вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики.
Психологический уровень — изменения психических функций и настроения человека.
Социально-психологический уровень объединяет характеристики поведения, деятельности, отношения человека в том или ином состоянии.
Все перечисленные аспекты — это различные взаимосвязанные стороны одного и того же целостного явления, разделяющиеся условно для проведения качественного и количественного анализа.
Являясь активной целостной единицей психической жизни личности, психическое состояние понимается и как фон, на котором протекает развитие психических процессов.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5