Специфика работы руководителя в системе государственной службы
Рассмотрим далее специфические особенности реализации профессиональной деятельности руководителями в системе государственной службы.
Профессиональная деятельность руководителя-государственного служащего осуществляется в достаточно регламентированном правовом и инструктивном пространстве. Так, законы о государственной службе Российской Федерации и ряда ее субъектов содержат однозначное определение государственной службы как профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности двух весьма многочисленных категорий «Б» и «В» (это должности для непосредственного обеспечения работы лиц, замещающих должности категории «А», и должности, которые учреждаются самими органами государственной власти и управления). Также законодательно устанавливается достаточно строгая иерархия руководящих должностей. Таким образом, специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы осложняется еще и тем, что он осуществляет свою управленческую деятельность в жестко субординированной организационной среде.
Это весьма важное обстоятельство позволило авторскому коллективу из Северо-Кавказской академии государственной службы даже охарактеризовать государственных служащих (включая и руководителей) как сословно-корпоративную группу: «Такой строгий иерархический порядок должностей и квалификаций, четкое разграничение групп и разрядов является свидетельством того, что государственная служба есть строго сословно-корпоративное объединение» (Профессионализм в системе государственной службы, 1997, с. 56).
Другой важной особенностью, определяющей специфику профессиональной деятельности руководителей—государственных служащих является то, что они работают не только в формализованной организационной структуре, но и цели, средства их достижения также являются достаточно формализованными и регламентированными. Эта особенность материализируется в многочисленных нормативно-инструктивных документах, содержащих порой весьма подробное описание целевых и операциональных сторон работы руководителей. В результате управленческая деятельность руководителей—государственных служащих прежде всего носит организационно-исполнительский характер в отличие от выраженной инновационной компоненты в работе менеджеров предприятий и организаций или, тем более, от предпринимательской деятельности руководителя-бизнесмена.
Оборотной стороной регламентированности профессиональной деятельности является строго очерченная шкала материального вознаграждения руководителей в системе государственной службы, направленная на удовлетворение их потребностей в разумных пределах.
Если первый (управляющий частной фирмой) занимается бизнесом прежде всего ради достижения своих личных целей, то последний (руководитель в системе государственной службы) должен служить интересам общества, и для него считается неэтичным использовать преимущества своего положения в личных целях. (С. И. Самыгин, 1997, с. 42).
Следующей весьма важной отличительной особенностью в деятельности управленца — государственного служащего является отсутствие такого существенного, объективного показателя эффективности его труда, как прибыль. Если одним из ключевых (хотя, разумеется, не единственным) критериев для оценки качества и количества труда менеджера на предприятиях всех форм собственности является полученная возглавляемым подразделением (организацией) прибыль, то работа руководителя органа государственной службы и управления либо вообще не может быть отражена в категориях дохода, издержек, выручки, либо такие показатели отражают эффективность управленческого труда только косвенно (например, если орган Государственной налоговой инспекции допустил некоторое снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, то это вовсе не обязательно является следствием неудовлетворительного управления этим органом, а может быть отражением макроэкономических тенденций, региональных и отраслевых трансформаций, качественных и количественных изменений в структуре юридических и физических лиц-налогоплательщиков и т. д.).
Поэтому результаты деятельности всей производственной группы лишь частично отражают эффективность профессиональной деятельности руководителя. Указывая, что профессия руководителя относится к высшим формам сложной практической деятельности, М. В. Подольский также отмечает, что сложное и специфическое содержание управленческой деятельности заставляет нас отказаться от попытки использовать количественные показатели деятельности коллектива в качестве критерия оценки успешности осуществляемого управления.
Вследствие этого и без того опосредованная по отношению к результатам общеорганизационного труда деятельность руководителя (см. выше) дополняется в органах государственной власти и управления наличием обобщенных целей, которые с трудом поддаются операционализации и выражению в объективных показателях. Например, для муниципального органа управления народным образованием одна из основных целей — это повышение качества учебно-воспитательного процесса. Но как измерить качество образовательных услуг, их рост или снижение? И в какой мере является повышение/снижение качества образования результатом управленческих усилий руководителей данного образовательного учреждения, ведь здесь сконцентрирована работа педагогического коллектива (и его руководства), индивидуальные усилия учащихся, большое влияние оказывает семья, общественная ценность знании и т. п.?
Последней характеристикой управленческого труда в системе государственной службы, на которой хотелось бы остановиться, является такая особенность внешней среды, как отсутствие конкурентов. Подавляющее большинство менеджеров постоянно сравнивают собственные технологические решения, организацию работы с потребителями с аналогичными параметрами деятельности управленческой группы конкурирующих организаций. Руководитель структурного подразделения пли всего государственного органа в известной мере является региональным или отраслевым монополистом по реализации функций государства.
Поэтому в отличие от менеджеров предприятий, которые часто действуют на опережение конкурентов, задавая «рваный» темп управленческой жизни, постоянно «крутясь» в различных направлениях, руководители из системы государственной службы предпочитают действовать не спеша, принимают решения на основе богатой информационной базы, склонны заниматься в основном одним делом, вынуждены находиться в состоянии почти постоянной готовности представить необходимые материалы вышестоящему руководству.
Итак, специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы дополняется тем, что она:
реализуется в строго иерархической организационной среде с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности;
обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей;
имеет слабовыраженную объективно-критериальную основу для оценки ее эффективности;
протекает в условиях внешней среды, характеризующейся отсутствием конкуренции.
Особенности управленческого труда в сравнении с трудом специалистов и исполнителей, его специфика для руководителей—государственных служащих позволяют глубже вникнуть в суть адаптивных процессов после назначения на руководящую должность, полнее отразить динамику и взаимодействие личностных, профессиональных качеств, особенностей деятельности руководителя в ходе управленческой адаптации. Содержательному и сравнительному анализу ролевых моделей управленческого труда в целях последующего построения теоретической модели управленческой адаптации посвящен следующий раздел настоящей работы.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5