Виды и свойства внимания
Внимание бывает двух видов:
непроизвольное;
произвольное.
Внимание непроизвольное по механизму близко к ориентировочной реакции. В его осуществлении ведущую роль играют ретикулярная формация и лимбическая система. Непроизвольное внимание направлено на обнаружение и оценку неожиданных изменений внешней среды – новизну, неопределенность и связано потребностью к самосохранению. Непроизвольное внимание обнаруживается с периода новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на экстренное применение раздражителя, которая проявляется в изменении электрической активности мозга (реакция пробуждения), вегетативных реакциях (изменении дыхания, частоте сердцебиения). Для младенцев первых месяцев жизни характерно так называемое «открытое» внимание – обнаружение внешнего сигнала, которое осуществляется с помощью глазных движений, управляемых структурами ствола мозга (зрительными двухолмиями). Существенные изменения корковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в 6 – 7-летнем возрасте. Возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания. При этом сохраняется значение эмоционального фактора.
Внимание произвольное направлено на сознательно выбранную цель, облегчает активный поиск, анализ и обработку внешних стимулов, событий, решение задач и организацию ответных действий. Важнейшим этапом в организации произвольного внимания является младший школьный возраст. К 9 – 10 годам механизмы произвольной регуляции совершенствуются – активационные процессы становятся более управляемыми, определяя улучшение показателей организации деятельности.
Оба вида внимания поддерживаются до тех пор, пока не выяснена значимость стимула, пока он не проанализирован до конца, пока не принято решение, не автоматизирован навык. Решением может быть либо игнорирование стимула как незначимого, либо помещение его в память, либо запуск других, связанных с ним действий или мыслей.
Поведение человека в основном направляется внутренними факторами – его целями и намерениями, в которые трансформируется мотивационно-потребностная сфера. Все психические функции – восприятие, память, мышление в союзе с произвольным вниманием «работают» на достижение этих целей и удовлетворение сменяющих друг друга актуализированных потребностей. В данном случае возникновение внимания (его привлечение и поддержание) первично обусловлено внутренним фактором.
Важнейшая роль принадлежит вниманию, включающемуся в процессы обучения, профессиональную, творческую деятельность человека и обеспечивающему таким образом духовные потребности саморазвития. Это ситуации постановки целей и задач, формирования планов либо самостоятельно, либо на основе принятых к исполнению определенных заданий или инструкций. Среди этих форм произвольного внимания особую значимость для повышения эффективности деятельности приобретает так называемое «антиципаторное» внимание, предшествующее ее осуществлению (команда «Внимание!», обращенная к учащимся перед объяснением нового материала).
В психологии внимания обычно выделяют ряд свойств, характеризующих разные стороны осуществления этого процесса:
объем – характеризуется числом одновременно отчетливо распознаваемых объектов при внимании – составляет 7 – 9 единиц;
устойчивость – проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противодействии отвлечениям – она является важным качеством человека-оператора;
распределение – характеризует возможность эффективного выполнения двух или нескольких видов деятельности;
переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой;
концентрация – способность сосредоточится на главном, частном или в целом на объекте, явлении;
интенсивность – количество затрачиваемой энергии на тот или иной объект, явление.
Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность – способность выбирать значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта, операции, направленные только на достижение основной цели при игнорировании других, незначимых объектов, подавлении других, сходных, но не направленных на основную цель операции. Эта способность компенсирует ограниченные ресурсы внимания и небеспредельные возможности его распределения.
Для выполнения вниманием его основной функции – обеспечение эффективности любой деятельности – эти свойства должны быть выражены не слабо и не чрезмерно и соответствовать ситуации. Например, высокая устойчивость внимания может вызвать излишнее «застревание» на какой-то уже ненужной работе, слишком легкая переключаемость приведет к поверхностному знанию, широте в ущерб глубине.
Рис. 24. Свойства внимания
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы