logo search
392871_1238C_rean_a_a_i_dr_psihologiya_adaptaci

Когнитивные стили

Важным фактором регуляции поведения (деятельности) является интеллект. Одним из первых это положение сформулировал Л. Л. Терстоун. Применительно к описанию особенностей протекания регуляционных процессов интеллектуальную сферу лучше всего представляет понятие «когнитивный стиль», впервые появившееся на Западе в середине нашего века. Под когнитивным стилем имелись в виду стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации. Ряд исследователей, конечно, выделяет еще и познавательные стили, и эпистемологические стили, чтобы подчеркнуть моменты активности субъекта и его отношение к миру (М. А. Холодная, 1998). Но в рамках нашей работы эти особенности как бы включены в саму структуру стиля, и поэтому мы на них не останавливаемся.

В настоящее время известно более десятка различных параметров когнитивного стиля. Их характеристики даются в ряде уже имеющихся публикаций (В. А. Колга, 1986; В. В. Кочетков, И. Г. Скотникова, 1993; И. П. Шкуратова, 1983), поэтому можно ограничиться анализом лишь некоторых проблем, связанных с разработкой понятия когнитивного стиля.

Полезависимость и поленезависимость. Один из первых стилей, выделенных и подробно изученных Г. Уиткином, это полезависимость—поленезависимость. Наиболее позднее понимание Г. Уиткином этого стиля такое: это глобальная доминирующая тенденция личности ориентироваться при решении проблем либо на других людей (полезависимость), либо на самого себя (поленезависимость). Вслед за А. Адлером Г. Уиткин (Н. A. Witkin et al, 1974) рассматривал когнитивный стиль как проявление индивидуальности, в частности ее психологической дифференцированности, а также отмечал компенсаторную функцию стиля и связывал его с защитными механизмами личности. Как заключает И. П. Шкуратова (1998, с. 26), делая обзор исследований Г. Уиткина,

...[В последних работах] психолог приходит к выводу о мотивационно-смысловой основе когнитивного стиля... Г. Уиткин писал: «При решении одной и топ же задачи полезависимые действуют под девизом «иди по ту сторону данной информации», а поле независимые — под девизом «действуй в поле» (цит. по И. П. Шкуратовой, 1998).

Пытаясь определить, от каких факторов может зависеть этот стиль, Г. Уиткин (1967) совместно с сотрудниками провел лонгитюдное исследование, в ходе которого у 30 испытуемых мужского пола измерялась полезависимость—поленезависимость на протяжении 14 лет (в 10, 14, 17 и в 24 года). У всех испытуемых наблюдался рост поленезависимости с возрастом, но место каждого индивида на шкале полезависимости—поленезависимости оставалось постоянным. В дальнейшем был получен еще ряд данных (Witkin и Goodenough, 1982), которые свидетельствуют о том, что пик поленезависимости приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, после чего ее уровень стабилизируется, а затем к старости может даже снижаться. Стабильность стиля закрепляется также его связью с полом. Было доказано, что лица женского пола во всех возрастных группах и в разных типах культур более полезависимы, чем их сверстники мужского пола. Эти различия могли зависеть от традиций воспитания: известно, что в подавляющем большинстве культур считается, что девушки должны быть мягкими, ведомыми, а юноши, мужчины — сильными, независимыми, успешными в выбранном виде деятельности.

Известно также, что когнитивный стиль может меняться в зависимости от воздействия например, психотерапевтического (Witkin, 1965). В отечественной психологии существует много исследований, в которых специально ставилась цель изменить познавательные возможности человека, и хотя понятие когнитивного стиля там не использовалось, так или иначе были получены данные, подтверждающие эту точку зрения. В основном это исследования в области психологии обучения.

Модель когнитивного стиля М. А. Холодной. Нельзя обойти вниманием в этом разделе точку зрения известной отечественной исследовательницы М. А. Холодной (1997):

...определенные параметры когнитивных стилей это проявление действия особых ментальных структур, сформированность которых обусловливает возможность непроизвольного контроля процессов переработки информации и обнаруживает себя в индивидуальных различиях стилевых характеристик индивидуальной деятельности.

Таким образом, когнитивный стиль, по М. А. Холодной, — это непроизвольный интеллектуальный контроль в отличие от произвольных форм контроля, к которым она относит такие способности: планировать, предвосхищать, оценивать, притормаживать при необходимости интеллектуальную деятельность и выбирать стратегию собственного обучения. Разумеется, эти формы контроля тоже должны быть включены в общую модель индивидуального стиля, следует только отметить, что в том или ином виде эти формы включаются разными исследователями в структуру деятельности (поведения), например в структуру профессиональной деятельности учителя, особенно в ту ее часть, которая касается рефлексивных способностей педагога.