logo search
Возр

Восприятие как психический процесс

Восприятием называют процесс познания объектов и событий окружающего мира при помощи чувств. Процессы, лежащие в основе восприятия, характеризуются определенными закономерностями; важную роль здесь играют латеральное торможение, конвергенция и дивергенция нервных путей и перекодирование входных стимулов в нервные импульсы. Учитывая все эти факты, восприятие рассматривается как результат переработки нервной системой информации, поступающей от органов чувств.

Основная задача восприятия – сделать объекты внешнего мира достоянием мира внутреннего путем анализа и обработки информации, результатом которых являются образы вещей и явлений, индивидуальный опыт. На основе восприятия формируется познавательная деятельность человека, его мышление и сознание. В понимании восприятия как активной психической деятельности, в результате которой создается внутренний образ внешнего мира, важный вклад внес А.Н. Леонтьев. Согласно развиваемой им точки зрения «восприятие предмета есть отражение его не только как обладающего формой, цветом и т.д., но вместе с тем как имеющего объективное и устойчивое значение».

Процесс восприятия начинается с анализа информации, поступающей от специализированных рецепторов по определенным каналам. Специализированные рецепторы чувствительны к определенному виду (модальности) внешних сигналов – зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Воспринимаемая рецепторами специфическая энергия (световые, звуковые волны) преобразуется в последовательность нервных импульсов, передающихся по специфической афферентной системе в головной мозг. Блок передачи информации по специфическому пути от рецептора до коры больших полушарий - анализатор по И.П. Павлову – осуществляет первичный анализ информации определенной модальности. Анализатор включает в себя:

  1. Рецептор;

  2. Проводящие пути;

  3. Подкорковые переключательные ядра;

  4. Проекционную подкорковую зону.

Модально специфическая информация поступает к нейронам центральной нервной системы от определенных участков периферического отдела анализатора. Это так называемые рецептивные поля нейронов, которые способствуют пространственной организации сенсорных потоков. Однако операции, осуществляемые в специфической сенсорной системе, – это лишь начальный этап восприятия информации.

Рис. 22. Процесс восприятия

Гетерохронное созревание структур мозга, участвующих в реализации восприятия определяют очень существенные качественные преобразования его мозговой организации в процессе индивидуального развития ребенка. С момента рождения ребенка функционируют проекционные отделы коры. Показано наличие локальных вызванных потенциалов (ВП), характеризующихся относительно простой формой и длительным латентным периодом. В течение первых месяцев жизни резко сокращается латентный период ВП, что обусловлено миелинизацией зрительного нерва. Созревание аппарата вставочных нейронов и формирование нейронных ансамблей в зрительной проекционной коре приводит к усложнению структуры ВП. Наличие локальных ВП с момента рождения ребенка свидетельствует о возможности осуществления элементарного сенсорного анализа уже в период новорожденности. Однако, по образному определению И.М. Сеченова, новорожденный «видит, но видеть не умеет». Восприятие, создание образа предмета связано с функцией ассоциативных областей. По мере их созревания на первом году жизни они включаются в анализ и обработку поступающей информации. Интенсивное развитие мозговых структур, обеспечивающие сенсорные процессы в младенческом возрасте, позволяет считать этот период сенситивным к формированию функции восприятия; в особенности это относится к зрительному восприятию.

До 3 – 4 лет включительно вызванные ответы, регистрируемые в проекционных и ассоциативных областях, сходны по форме, временным параметрам и реактивности.

Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. С 6 – 7 лет заднеассоциативные зоны специализированно вовлекаются в процесс опознания сложных изображений, а в проекционной коре осуществляется более простой сенсорный анализ (выделение контура и контраста). На этом этапе развития существенно облегчается опознание сложных, ранее не знакомых предметов, сравнение их с эталоном.

В школьном возрасте система зрительного восприятия продолжает усложняться и совершенствоваться за счет структурно-функционального созревания переднеассоциативных областей. Эти области, ответственные за принятие решения, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования, обеспечивают формирование произвольного селективного восприятия. Существенные изменения избирательного реагирования с учетом значимости стимула отмечены к 10 – 11 годам. Недостаточность этого процесса в 7 – 8 лет обусловливает затруднение в выделении основной значимости информации и отвлечение несущественными деталями. Продолжительность созревания нейронного аппарата переднеассоциативных областей коры в онтогенезе определяет совершенствование процесса восприятия на протяжении всего восходящего периода развития, включая подростковый возраст.