Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
Адаптационная проблематика имеет не только большое методологически-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач социальной психологии личности. Одной из таких областей, приобретающих все возрастающее научно-практическое значение, является адаптация сотрудников современных организаций к новым и изменяющимся условиям их профессиональной деятельности (см., например, Н. Е. Водопьянова, 1998).
Этапы адаптационного процесса. Описывая закономерности явления социально-психологической адаптации в организации с точки зрения практической психологии, группа авторов под руководством А. А. Деркача делает акцент на процессуальном аспекте адаптации (Рабочая книга практического психолога, 1996, с. 85-95).
Выделяют пять этапов адаптации.
Подготовительный этап адаптации, состоящий преимущественно в аккумулировании релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических свойств и мотивационной сферы личности этот этап может протекать или в активно-целенаправленной, или в пассивной форме.
Этап стартового психического напряжения связан с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности. Здесь происходит внутренняя мобилизация психических и психофизиологических ресурсов человека, обеспечивающая необходимые предпосылки для функционирования в новых условиях.
Следующим этапом адаптации является этап острых психических реакций входа, на котором адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды (например, впервые столкнувшись с необходимостью принятия решения в новых условиях). Характерным для данного этапа адаптационного процесса является переживание состояния фрустрации, вызывающее конструктивные (например, адекватное замещение способа удовлетворения потребности, переоценка ситуации) или деструктивные реакции (агрессивность или бегство от ситуации).
В случае благоприятного развития адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, характеризующийся своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни.
Завершающая стадия процесса адаптации, получившая название этапа острых психических реакций выхода, состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания и профессиональной деятельности. В контексте рассматриваемой нами проблематики процесса адаптации вновь назначенного руководителя описанная выше временная схема адаптации может быть применена для удовлетворительного описания процесса временного замещения тем или иным сотрудником руководящей должности.
Адаптация и диагностика психических нарушений. Другим положительным моментом приведенной выше процессуальной модели профессиональной адаптации является выделение такого ее аспекта, который связан с психологическим здоровьем либо определенным неблагополучием в психической сфере. Так, исследования Т. В. Барлас показывают, что необходимо изучать широкий круг личностных факторов при выявлении специфики социально-психологической адаптации при различной степени нарушения здоровья.
Другими словами, социально-психологическая адаптация имеет различную специфику при анализе симптоматики лиц с невротическими и психосоматическими нарушениями. Например, при психосоматических нарушениях этот комплекс характеризуется такими затруднениями социально-психологической адаптации, которые проявляются в сфере межличностных отношений на работе, а также снижением общего уровня удовлетворенности в отношениях с окружающими. Этот комплекс включает в себя повышение роли материального фактора в качестве мотивировки социально значимого поведения.
В отличие от этого при невротических нарушениях в симптомокомплекс изменений входят затруднения в сферах семейных отношений и неформального общения, рост чувства неудовлетворенности от межличностных конфликтов, а также природно-климатических условий, мотивировка социально значимого поведения как не зависящего от воли и желания испытуемых.
Рассматривая, как и в предыдущем исследовании, прежде всего аспекты адаптации, связанные с нервно-психическими расстройствами, А. В. Сухарев и его соавторы обнаружили, что У больных шизофренией происходит увеличение процента этнофункциональных рассогласований по типу питания и отношению к ландшафтно-климатическим условиям; у больных маниакально-депрессивным психозом возрастает доля этнофункциональных рассогласований по отношению к мировоззрению (то есть осознанному и самостоятельному высказыванию основных мировоззренческих положений). Показано также, что этнофункцноналыюе рассогласование отношений индивидов к различным группам этнических параметров связано с ростом у них «плавающей» тревоги как психологического показателя адаптационной активности.
- Психология адаптации личности Анализ. Теория. Практика
- 1. Концепции адаптации в психологии
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности 158
- 3. Управленческая адаптация: модели,
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога 337
- 5. Технологии повышения
- Введение
- 1. Концепции адаптации в психологии личности
- 1.1. Феномен адаптации в психологии личности
- 1.1.1. История вопроса
- Три направления исследований в области адаптации
- Различные аспекты многомерного явления адаптации
- Три аспекта носителя адаптации и их взаимосвязь
- Концепция общего адаптационного синдрома г. Селье
- Индивидуальный уровень адаптивности
- Неврологическая регуляция адаптационных процессов
- Адаптация и биоритмы
- 1.1.3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации Адаптация и интеллект
- Когнитивная организация руководителя
- 1.1.4. Поведенческие подходы к адаптации личности
- Воззрения бихевиористов
- Изучение адаптации к стрессу
- Теория социального научения
- Адаптивность агрессии
- Две тенденции в описании адаптации
- 1.1.5. Социальная адаптация в психологии личности
- Роль личности в адаптационном процессе
- Адаптация и решение прикладных задач социальной психологии
- Структура личности руководителя с точки зрения адаптации
- Психодиагностика социальной адаптации личности
- История проблемы социальной адаптации
- 1.2. Мотивационные механизмы адаптации
- 1.2.1. Мотивация и адаптация к учебной деятельности
- Проблема определения мотивации
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
- Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
- Профессиональная мотивация
- 1.2.2. Мотивация профессионального развития руководителей
- Мотивация получения профессионального образования
- Мотивация профессиональной деятельности
- Мотивация профессионального развития и особенности личности руководителей
- Разработка мотивационного опросника менеджмент-образования (mom)
- 1.2.3. Мотивация и профессиональная направленность личности Профконсультация и профотбор
- Мотивация профессиональной деятельности (методика к. Замфир в модификации а. Реана)
- Измерение мотивации Инструкция
- Обработка
- Интерпретация
- Литература к главе 1
- 2. Стресс и стрессоустойчивость личности
- 2.1. Стресс как системная реакция человека Различные аспекты понятия «стресс»
- 2.1.1. Стресс и адаптация
- 2.2. Виды стрессовых состояний и их характеристика Определение понятия психического состояния
- Классификация психических состояний
- Классификация состояний по л. В. Куликову
- Активационные состояния
- Тонические состояния (отражающие тонус, ресурс сил)
- Тензионные состояния (отражающие степень напряжения)
- Эмоциональные состояния
- Виды стрессовых состояний
- Фрустрация
- 2.3. Устойчивость к психическому стрессу
- Определение психической устойчивости в широком смысле слова
- Различные определения стрессоустойчивости
- 2.4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивости
- Индивидные факторы стрессоустойчивости
- Личности типа а и в
- Фрустрированность и агрессивность личности
- Проявления агрессии
- Терпимость и стресс-толерантность
- Маскулинность-фемининность личности и устойчивость к экстремальным факторам
- Маскулинность
- Фемининность
- Андрогинность
- Мотивация, установки и диспозиции личности в контексте стрессоустойчивости
- Локус контроля
- Самооценка и стрессоустойчивость личности
- 2.5. Человек как субъект деятельности и стресс-толерантность
- Индивидуальный стиль деятельности
- Индивидуальные стили деятельности
- Когнитивные стили
- Стили совладеющего (coping) поведения
- Литература к главе 2
- 3. Управленческая адаптация: модели, личностные механизмы и методы Определение модели
- 3.1. Специфика профессиональной деятельности руководителей Особенности труда руководителя
- Специфика работы руководителя в системе государственной службы
- 3.2. Концепции ролевого поведения руководителей Понятие роли
- 3.3. Психологическая структура управленческой адаптации
- Обобщенная схема адаптации руководителя
- 3.4. Построение модели управленческой адаптации
- 3.5. Разработка прогностического опросника менеджерской адаптации (пома)
- Прогностический опросник менеджерской адаптации (пома) Инструкция
- Обработка
- Литература к главе 3
- 4. Адаптация и стрессоустойчивость педагога
- 4.1. Стресс в педагогической деятельности Введение
- Особенности труда педагога и его стрессогенность
- 4.2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость Трудности в педагогическом процессе как основной источник стресса
- Профессиональная я-концепция педагога
- Механизмы стрессоустойчивости у педагогов с разным уровнем профессионализма
- Организация эмпирической проверки теоретической модели стрессоустойчивости учителя
- Ход исследования
- Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?
- Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?
- Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
- 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
- Субъектно-деятельностные детерминанты стрессоустойчивости педагогов
- 4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости
- Результаты корреляционного анализа
- Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости
- Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости
- Литература к главе 4
- 5. Технологии повышения адаптированности личности Вводные замечания
- 5.1. Способы регуляции психофизиологического состояния*
- Дыхательные упражнения
- Аутогенная тренировка
- Правила занятий at
- 5.2. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность*
- Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
- 5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры
- Основные принципы социально-психологического тренинга
- 5.3.1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей
- 5.3.2. Описание процедуры тренинга
- 5.3.3. Управленческие ситуации Исходные сведения
- Задания
- 1. Главный руководитель (лицо организации):
- 2. Лидер:
- 3. Связующее звено:
- 4. Приемник информации (монитор):
- 5. Распространитель информации (передатчик):
- 6. Представитель (рупор организации):
- 7. Предприниматель (инициатор):
- 8. Устранитель проблем (стабилизатор):
- 9. Распределитель ресурсов:
- 10. Ведущий переговоры:
- Литература к главе 5