logo search
Возр

Лекция 9

Тема: «Психофизиология памяти»

  1. Память. Ее типы и свойства

  2. Виды памяти

  3. Возрастные особенности памяти

  4. Процессы памяти

  5. Формы воспроизведения

  6. Особенности запоминания материала

  7. Закон забывания

  8. Расстройства памяти

Память. Ее типы и свойства

Научение – это последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации. В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации. Собственно «память» возникает как интегральное качество мозговой активности и существует только на феноменальном уровне. Сохраняются следовые процессы, которые формируются на нейронах во время обучения. Результатом интеграции «следов» и является энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения.

Память – процесс, характеризующийся приобретением, хранением и воспроизведением заученного.

Различают филогенетическую память, в которой воплощен опыт, накопленный в ходе эволюционного развития, онтогенетическую память (индивидуальный опыт особи), физиологический механизм которой состоит в формировании, фиксации, хранении и воспроизведении следовых процессов и временных связей, и родовую (генетическую) память, свойственную всем живым организмам, на которой базируется врожденное поведение.

Многогранность индивидуального опыта определяет запечатлевание разных характеристик среды, воздействующей на организм. Относительно этого выделяют три вида памяти:

  1. образная память – является результатом восприятия сенсорной информации и может проявляться в виде хранения зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений или в виде сложных синтетических образов, включающих комплекс различных сенсорных характеристик – этот вид памяти характерен для детского возраста и обнаруживается у 5 – 10% детей, затем его выраженность ослабевает и становится редкой индивидуальной особенностью;

  2. словесно-логическая (семантическая) память – фиксирует словесную информацию и символические обозначения внешних объектов и действий;

  3. эмоциональная – связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний, которые непроизвольно и мгновенно фиксируются и носят устойчивый характер, отражая свойства аффективной сферы индивида.

Обычно эффективнее запоминаются и дольше хранятся события, имеющие значимость для организма в свете какой-либо актуализированной потребности, те, которые привлекают внимание. Внимание облегчает как восприятие, так и запоминание значимой информации. Существуют и специальные приемы для стимулирования запоминания – повторение, использование различных ассоциаций, рифм, кодов (например, код для запоминания цветов радуги). Вместе с тем непроизвольно запоминается и хранится информация, не имеющая столь важного значения, – номера телефонов, дни рождений и другие даты (почему, видимо, никто не знает). Особенно долго хранятся в памяти эмоционально значимые события. В их запоминании и хранении большую роль играет индивидуальный эмоциональный фон личности – доминирование положительных или отрицательных чувств.

Описание памяти может быть выполнено:

Временная организация следа памяти – последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта.

На основе временной последовательности осуществляемых операций и длительности хранения следов различных событий выделяют:

  1. сенсорную (перцептивную);

  2. кратковременную;

  3. долговременную память.

Сенсорная память представляет собой след возбуждения в сенсорной системе от непосредственного действующего стимула и служит первичному анализу и дальнейшей обработке сенсорной информации. Ее особенностью является значительная емкость, до 20 элементов (бит). Длительность хранения следов в перцептивной памяти не превышает 1 секунды. Кратковременная память обеспечивает непродолжительное хранение информации уже ограниченной емкости (7 ± 2 бита). Долговременная память – основа накопления опыта практической деятельности и различных видов обучения. Она формируется в течение всей жизни человека, начиная с рождения. К сожалению, отсутствует экспериментальный подход к ее изучению в ранние периоды развития ребенка в связи с тем, что запоминаемый материал должен иметь ясные семантические свойства, которые позволяют произвольно воспроизводить знания, умения и навыки. Временная граница, отделяющая долговременную от остальных форм, чрезвычайно неустойчивая и по этому вопросу в литературе имеются существенные расхождения. Длительность хранения информации без изменения в системе долговременной памяти недостаточно исследована и на взрослых людях. Для долговременной памяти характерно четкое функциональное отделение процесса запоминания, хранения, воспроизведения и забывания, для каждого из этих процессов типична своя психофизиологическая система. Так, процесс запоминания информации осуществляется при участии кратковременной памяти на основе фиксации эмоционально окрашенных и субъективно значимых событий или на основе осознанного вербального и моторного повторения. Трансформация записей в долговременной памяти – причина, как ошибок воспроизведения, так и творческой переработки знаний, умений и навыков.

Эти виды памяти в реальной жизни не сменяют друг друга в представленной последовательности. Они более сложно развертываются во времени и взаимодействуют при анализе и обработке информации.

Существует разделение памяти по оживленности:

  1. активная;

  2. актуализированная;

  3. пассивная.

Активной памятью является рабочая или оперативная память – актуализированная система наличных (циркулирующих в кратковременной памяти) и извлеченных из хранения следовых процессов, необходимых для анализа ситуации, принятия решения, формирования определенных действий или мыслей. Объем рабочей памяти непосредственно связан с успешностью восприятия и запоминания информации. Актуализированная рабочая память при повторяющемся мысленном представлении испытуемым определенных объектов обусловливает адекватные перестройки (синхронизацию) активности нейронных группировок коры. Рабочая, или оперативная, память включает две операции:

Эти операции осуществляются с преимущественным участием различных корковых зон. Показана важнейшая роль лобных отделов коры в реализации рабочей памяти.

В зависимости от сохраняемой информации память подразделяется на два вида:

  1. недекларативную (имплицитную) – «отвечает» за навыки и привычки;

  2. декларативную (эксплицитную) – хранит факты.

Недекларативная (имплицитная) память выражается через неосознаваемые изменения деятельности. Она хранит собрание неосознаваемых способностей к изучению, которые проявляются в умениях, навыках, простых формах обусловливания, привыкания. Примеры недекларативной памяти включают способности к заучиванию зрительных категорий при помощи запоминания прототипа образца и облегчение способности детектировать и определять недавно встреченные стимулы.

Процедурная память – часть недекларативной памяти – это знание того, как нужно действовать. Она состоит из автоматизированных навыков, выполнение которых трудно описать словами (вождение машины, езда на велосипеде, коньках). Процедурная память развивается в ходе эволюции раньше декларативной. Привыкание и классическое обусловливание – это примеры приобретения процедурного знания. Процедурная память основана на биохимических и биофизических изменениях, происходящих только в тех нервных сетях, которые непосредственно участвуют в усвоении нового материала.

Система знаний – часть процедурной памяти – содержит надперсональные факты: знания о мире, школьные знания, грамматику и др.

Прайминг – первичная обработка информации при восприятии – сохраняет информацию о том, что способствует облегчению восприятия, неконтролируемому воспроизведению информации из прошлого. Он улучшает определение и идентификацию стимулов после их предварительной презентации. Например, известный объект узнается быстрее и точнее, чем новый. Перцептивный прайминг остается интактным даже у тяжело амнезированных пациентов, у которых не удается обнаружить декларативную память.

Декларативная (эксплицитная) память выражена осознаваемым воспоминанием или узнаванием прошлых событий.

Эпизодическая память – часть декларативной памяти – состоит из индивидуальных эпизодов, связанных с местом и временем события. Она дает личности возможность осознавать в момент времени 2 то, что с ним произошло в момент времени 1. эпизодическую память составляет информация, которую человек приобрел как участник социальных действий перципиент физического мира. Эпизодическое воспоминание зависит от того, как первоначально происходили события (запоминание), и от условий, в которых происходит воспоминание (процесс воспроизведения).

Эпизодическая память тесно связана с семантической, которая регистрирует, хранит и делает доступным для воспроизведения недперсональное знание, т.е. знания, накопленные человечеством. Примером семантической памяти может быть знание о том, что Эйфелева башня находится в Париже. Воспроизведение из эпизодической памяти является эксплицитным: оно происходит при осознаваемом воспоминании соответствующих событий, в то время как воспроизведение из семантической памяти является имплицитным, т.к. оно происходит при отсутствии осознания любого из прошлых событий.

Различия между семантической и эпизодической памятью изучались в работах Тульвинга (E. Tulving). Он показал, что эпизодическая память состоит из автобиографических сведений и информации, связанной с различными временными интервалами. Семантическая память имеет дело с фактами, не зависящими от частных обстоятельств. Главная функция автобиографической памяти – разделение своей памяти с другими людьми, т.е. сообщение сведений о себе. Эта функция реализуется с помощью языка.