logo search
Возр

Закон забывания

На основе опытов с запоминанием и воспроизведением трехбуквенных бессмысленных слогов выяснено, что забывание такого материала происходит неравномерно. Быстрее всего процесс забывания идет в течение первых часов и дней после запоминания. В течение первого часа забывается 60% всех слогов, а через шесть дней в памяти остается всего 20% слогов. Далее процесс забывания останавливается.

Но этот закон справедлив только для механического (неосмысленного) запоминания. Он показывает лишь то, что забывание происходит сразу же после запоминания.

Очень интересна закономерность, под названием«эффект края». В памяти хорошо сохраняется начало и конец длинного ряда запоминаемых единиц.

Существуют приемы запоминания, с помощью которых можно улучшить память.

  1. материал должен изучаться внимательно – если мы прочли книгу или узнали новую мысль, то нужно воспроизвести содержание книги или указанную мысль, потому что процесс воспроизведения требует направления внимания на изучаемый предмет, а поэтому он остается в сознании значительно дольше. При изучении нужно соблюдать:

  1. повторение изучаемых представлений – если мы какой-либо ряд впечатлений повторим большое число раз, то такой ряд впечатлений мы запоминаем хорошо, но нужно обращать внимание на то, что не следует копить повторения, а по возможности распределять их. Например, если вы хотите запомнить стихотворение, и знаете, что его нужно повторить 10 раз, то повторяйте его два дня по пять раз, а не десять раз в один день.

  2. все изучаемое должно изучаться медленно, потому что все изучаемое быстро, в короткое время, так же быстро ускользает из сознания. Например, если ученик изучает что-нибудь только перед экзаменами, то изучаемое ассоциируется с немногими представлениями; если же ученик изучает то же самое в течение учебного года, то изученные представления входят в ассоциативную связь с очень многими другими представлениями. Поэтому знание, приобретенное первым способом, благодаря малому количеству ассоциаций, сразу уходит из сознания, как только порвется связь с каким-либо представлением, а знание второго рода остается в сознании долго, потому что, если порвется связь с одним представлением, то сохранится связь со многими другими.

Рис. 26. График забывания информации Рис. 27. График сохранения