Возрастные особенности памяти
Ранний возраст. В зарубежной литературе есть отдельные исследования с участием даже младенцев. Они проведены с помощью методик, которые имеют черты, сближающие их с условно рефлекторными опытами школы И.П. Павлова. В этих работах установлены факты стремительного в возрастном отношении развития зрительной памяти на эмоционально значимые объекты. Уже в первом полугодии жизни младенцы хорошо помнят такие значимые зрительные стимулы, как лицо своей матери. Динамика других видов памяти, таких как слуховая, гаптическая, обонятельная, моторная, практически не изучена. Даже в отношении зрительной памяти не известны ее свойства у детей раннего возраста.
В отечественной психологии были предприняты попытки изучения запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике «Театр» (В.Г. Каменская и др., 1996, В.Г. Каменская, 2002). Методика предназначена для изучения зрительной эмоционально окрашенной памяти детей от двух лет, т.е. того возраста, когда есть уверенность в том, что ребенок понимает задачу со слов взрослого. Перед ребенком находится замкнутое пространство в виде сцены, на которой разыгрываются события игры в прятки. Экспериментатор на глазах ребенка прячет в домик или в два разных домика выбранные ребенком игрушки. После фиксируемой и контролируемой экспериментатором временной паузы, в течение которой занавес задергивается и внимание ребенка активно отвлекается от сцены, его просят показать домик, в который была спрятана сначала одна игрушка, а затем после выбора – вторая (а иногда и третья). Постепенно в ходе игры в случае правильных реакций выбора время отвлечения увеличивается. В протоколе фиксируется максимальное время правильного выбора одной или нескольких игрушек, которое принимается за время удержания зрительного образа в памяти. Оно позволяет определить временные характеристики зрительной эмоционально окрашенной памяти.
Если изучается объем зрительной памяти, т.е. то число предметов, одновременное местоположение которых ребенок помнит, игрушкам придают разный эмоциональный смысл. Одна игрушка – это понравившаяся ребенку (с эмоционально положительной окраской); другая – та, которая меньше всего ребенку нравится из предложенного набора игрушек (с эмоционально отрицательной окраской). В игру может быть введена третья игрушка – предлагаемый экспериментатором нейтральный объект: бесцветный кубик или не яркий бытовой предмет. Размеры игрушек выровнены между собой. Число игрушек, местоположение которых ребенок удерживает в памяти в одном блоке задач, определяет объем зрительной памяти.
Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, дают основания утверждать понятный факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значения времени удержания свидетельствуют о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, т.к. большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10 – 11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Постоянным фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры лучше запоминались ими отрицательно окрашенные игрушки.
В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.
Память дошкольника. В дошкольном возрасте система памяти существенно изменяется: кроме эмоционально-образной и непроизвольной форм появляются произвольные слухоречевая, слуховая и зрительно-символическая формы. Оперативная (рабочая) память, связанная с организацией осознанной и целенаправленной деятельности, у дошкольников только начинает формироваться на основе развития произвольности мышления. Ее актуализация зависит от конкретных условий общения и вида деятельности.
У дошкольников уже в раннем возрасте может быть зафиксирован жизненный опыт эмоционально травмирующего содержания, который по механизмам запоминания близок к импритингу у животных, т.к. этап запоминания не требует включения механизмов сознания. Эта эмоционально травмирующая информация в дальнейшем сохраняется в подсознании и при сходстве событий или среды может неожиданно для личности «всплыть». У дошкольников свойство трансформации экспериментально не изучено, но, вероятно, оно имеет место, т.к. у них хорошо развито воображение, основанное на подобных преобразованиях. У детей в возрасте от 3 до 7 лет функции произвольного воспроизведения еще плохо развиты в связи с недостаточной зрелостью лобных отделов коры.
У дошкольников кратковременная память развивается в зависимости от модальности стимульного материала. У детей не вызывает затруднений запоминание и воспроизведение через минуту или две пространственно организованного зрительного материала, который характеризуется отсутствием логических или иных внутренних связей. Причем размер таких матриц, которые ребята воспроизводят без ошибок, определяется возрастом. Например, в 6 – 7 лет дошкольники способны запомнить девятиобъектную пространственную матрицу. Пятилетние дети из девяти локализованных изображений воспроизводят только 6 или 7 позиций, 4-хлетние обладают слабо развитыми мнемическими способностями.
Хуже развита у дошкольников слухоречевая память. Существуют данные экспериментальных исследований, согласно которым с тестами на зрительную память не справляется в среднем только 14% детей старшего дошкольного возраста, а с заданиями на слухоречевую память – 30%. Значительные различия модальности запоминаемого материала вносит в случае необходимости произвольного воспроизведения информации. Практически 50% детей старшего дошкольного возраста не справляется с заданиями на произвольную слухоречевую память, в то время как с заданиями на непроизвольную регуляцию не справляется в среднем лишь 13%. Разница в уровнях сформированности зрительной и слухоречевой памяти, а также произвольной и непроизвольной регуляции этих функций обусловлены степенью вовлеченности правого и левого полушарий головного мозга. Известно, что правое полушарие доминирует при обеспечении зрительно-перцептивной деятельности и «отвечает» за непроизвольную регуляцию действий, а левое – слухоречевой деятельности и за произвольную и осознанную регуляцию.
Развитие памяти приводит к перестройке интересов и мотивов деятельности ребенка. Впервые в жизни, в дошкольном возрасте, интерес начинает определяться опытом, хранящимся в памяти. Кроме того, ситуация, в которой реализуется интерес, приобретает для дошкольника сигнальное значение: она либо противоречит опыту, либо наоборот усиливает и закрепляет его. Т.о. закладывается вид памяти, чрезвычайно важный для становления личности – автобиографическая память.
Память школьников. К 9 – 10 годам возрастает объем кратковременной памяти: значения безошибочного воспроизведения максимального текстового ряда составляют 6,4 символа по сравнению с 4,5 символами в начале школьного обучения. В младшем школьном возрасте память должна функционировать по принципу опосредования конкретными смысловыми значениями учебной или практической задачи, а не на основе непосредственного эмоционального или механического запоминания, как это свойственно детям дошкольного возраста даже в условиях подготовки к школе.
В начальной школе высокие требования впервые начинают предъявляться системе оперативной (рабочей) памяти. Ее механизмы затрагивают уровни как сознательных, так и бессознательных психических процессов. Осознанно школьник использует оперативную память в случае необходимости удержания учебной или интеллектуальной задачи, подбора средств их решения и контроля за выполнением задания, а также оценки результата своей деятельности. Очевидно, что способность эффективного применения оперативной памяти в целом определяется развитием произвольности психических процессов и поведения. Качество и продуктивность интеллектуальных процессов зависят от зрелости нейрональных систем мозга, ответственных за функционирование оперативной памяти на неосознанном уровне. Функционирование этих нейрональных систем – результат всего предыдущего периода развития ребенка и отражает накопленный им жизненный опыт, его общие способности, в том числе и интеллектуальные. Как показывают психофизиологические работы, многие школьники первых и вторых классов имеют незрелую оперативную память, которая с большими психическими и физическими затратами используется при выполнении учебных заданий.
Возможность восприятия и запоминания возрастающего объема информации, его структурирования в соответствии со значимостью и смыслом сообщений обеспечивается за счет более обширного включения в процесс запоминания и воспроизведения морфолого-функциональных ассоциативных систем мозга кортикального происхождения.
- Содержание
- Лекция 1
- Предмет возрастной физиологии
- Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
- Организм как целостная система
- Основные структурно-функциональные блоки организма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 2 Тема: «Основные закономерности роста и развития организма человека. Онтогенез»
- Понятие роста и развития
- Энергетические затраты в процессе роста и развития
- Понятие о «скачке роста»
- Закономерности онтогенеза
- Гетерохрония развития
- Периоды развития организма
- Новорожденность
- Младенчество
- Ранний возраст
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст
- Подростковый возраст
- Зрелость
- Критические периоды
- Рост и пропорции тела на разных этапах онтогенеза
- Постнатального онтогенеза
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 3
- Темпы физического развития
- Морфологические критерии биологического возраста
- Телосложение и конституция
- Телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
- Отклонения в физическом развитии Отставание и опережение в физическом развитии
- Дисгармоничность физического развития
- Плоскостопие
- Нарушение осанки
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 4 Тема: «Физиология нервной системы»
- Строение и назначение нервной системы
- Основные свойства и функции элементов нервной системы
- Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы Спинной мозг
- Головной мозг
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 5 Тема: «Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности»
- Условные и безусловные рефлексы
- Торможение условных рефлексов
- Типы высшей нервной деятельности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 6 Тема: «Возрастная физиология анализаторов»
- Общая характеристика сенсорных систем
- Зрительный анализатор
- Аккомодационный аппарат глаза
- Бинокулярное, черно-белое и цветное зрение
- Возрастные особенности органа зрения
- Слуховой анализатор
- Звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха
- Возрастные особенности
- Орган равновесия
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»
- Эндокринная система
- Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза
- Гипофиз
- Щитовидная железа
- Паращитовидные железы
- Надпочечники
- Эндокринная часть половых желез
- Эндокринная часть поджелудочной железы
- Шишковидное тело
- Половое развитие детей и подростков
- Іі стадия полового развития
- Ііі стадия полового созревания
- Іv стадия полового созревания
- V стадия полового развития
- Половое развитие девочек
- Половое развитие мальчиков
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 8 Тема: «Психофизиология восприятия и внимания»
- Восприятие как психический процесс
- Виды и свойства восприятия
- Внимание
- Виды и свойства внимания
- Возрастные особенности внимания
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 9
- Виды памяти
- Возрастные особенности памяти
- Процессы памяти
- Формы воспроизведения
- Особенности запоминания материала
- Закон забывания
- Расстройства памяти
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 10 Тема: «Психофизиология мышления»
- Основные понятия
- Возрастные особенности мышления
- Нарушения мышления
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 11 Тема: «Психофизиология речи»
- Мозговая организация речи
- Возрастные особенности развития речи Первое полугодие жизни
- Второе полугодие жизни
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Младший школьный возраст (с 7 до 11 – 12 лет)
- Основные формы и этапы развития речи
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Фазы работоспособности
- Рациональная организация учебного процесса
- Возрастные особенности работоспособности
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 13 Тема: «Физиология адаптации и биоритмов»
- Понятие адаптации
- Виды адаптации
- Адаптация к школе
- Понятие биологического ритма
- Контрольные вопросы
- Понятийный словарь
- Лекция 14
- Требования к размещению учебно-образовательных учреждений
- Требования к участку
- Требования к школьному зданию
- Требования к оборудованию помещения
- Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленном здании
- Контрольные вопросы
- Лекция 15 Тема: «Санитарно-гигиенические нормы на обучение детей в школе (продолжение)»
- Требования к воздушно-тепловому режиму
- Требования к естественному и искусственному освещению
- Гигиенические требования к расписанию уроков
- Комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз
- 1 Класс 2 класс 3 класс
- Контрольные вопросы
- Список используемой литературы