logo search
РЕАН А

Роль когнитивного развития человека

В ИЗБЕЖАНИИ КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Следует отметить, что когнитивные особенности человека играют весьма значимую роль в избежании кризиса среднего возраста. Так, по мнению Пола Балтеса, стипендиата MIDMAC и одного из руководителей Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось раз­вить некое психологическое качество или когнитивную способность сродни мудрости.

Пол Балтес дает определение понятию «мудрого человека» как обладаю­щего обширными фактуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью. Несмотря на то что быстрота и точность обработки информации у людей, достигших середины жизни, снижается вследствие биологических изменений, происходящих в организме, способ­ность пользоваться информацией у них остается прежней. Причем, как из­вестно, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут проте­кать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления все же выше.

Другой известный американский исследователь Дэвид Фезерман, член научного Совета по исследованиям в области социальных наук, рассматри­вая эту возрастающую мудрость в перспективе жизненного пути человека, пишет: «Мудрость приходит к человеку не в 6 и не в 18 лет. Может пройти немало времени, прежде чем все ее компоненты будут собраны воедино.

Мудрость — это экспертная система зна­ний человека, ориентированная на прак­тическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным воп­росам.

Акме— дословно «вершина». В психо­логии акме — вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой лич­ности.

Время ее появления указывает на то, что в зрелом возрасте мы полу­чаем новый импульс — новый спо­соб понимания жизни, более ориен­тированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о лю­дях и есть тот "замковый камень" процесса жизни, который "отверг­ли строители"».

Таким образом, средняя взрос­лость, как и любой возрастной пе-

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 491

риод, имеет свои особенности. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Неслучай­но еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности.

РЕЗЮМЕ

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологи­ческом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере.

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относи­тельное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и твор­ческую активность.

Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие от­дельных способностей человека продолжается в течение всего среднего воз­раста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в пери­од же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное разви­тие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при дос­тижении периода средней взрослости.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зави­сит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Особенности интеллектуального развития человека и показатели его ин­теллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенно­стей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достиже­ние человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знани­ями, умением оценивать события и информацию в более широком контек­сте и способностью справляться с неопределенностью.

Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходя­щих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точ­ность обработки информации снижается, способность пользоваться инфор­мацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, сред­няя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных пери­одов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гума­нитарными знаниями.