logo
РЕАН А

Глава 2

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ш момента рождения и до смерти человек постоянно получает информацию об окружающем его мире. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявления которой весьма разнообразны. В настоящее время в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец. Таким образом, психические процессы — это весьма динамические образования, которые характеризуются длительностью и устойчивостью их протекания. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, навыков, убеждений. В свою очередь психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Следует отметить, что психические явления, входящие в группу познавательных процессов, не только имеют существенные различия, но и тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому очень часто о них говорят как об интеллектуальной сфере человека или как о когнитивных процессах. Причем разные авторы не всегда вкладывают в данные понятия один и тот же смысл.

Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических познавательных процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, усваивают нормы и правила социального поведения.

ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 179

Следует отметить, что за четыре года (от 2 до 6 лет) происходит не только развитие психических процессов, но и изменяется содержание самой игры. На первых этапах игровая деятельность ребенка в основном носит характер подражания действиям взрослого человека, никак не связанного с конкретной ситуацией, т. е. основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых людей. Позднее же игровая деятельность ребенка все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.

Подобная трансформация игровой деятельности ребенка отражает основные закономерности и тенденции психического развития маленького человека.

Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических познавательных процессов детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира людей, знакомятся и усваивают нормы и правила социального поведения.

На первых этапах рассматриваемого возрастного периода в психике ребенка доминируют психические процессы, связанные с приобретением им чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление и др.

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Абсолютная чувствительность

психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира. Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Развитие ощущений ребенка в значительной степени обусловлено раз витием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.). По отношению ко всем видам чувствитель ности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает дос таточно высокого уровня развития уже в первый год жизни ребенка. На последующих этапах взросления у малыша развивается способность разли чать ощущения, что прежде всего отражается во времени реакции на физические раздражители. Так, на чиная с 3,5 лет и кончая студен ческим возрастом происходит посте пенное и неуклонное укорочение времени реакции индивида на раз дражитель (Бойко Е. И., 1964). Причем время реакции ребенка на неречевой сигнал будет меньше времени реакции на речевой сти мул.

180 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)

Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. Как вы уже знаете, Б. М. Теп-лов говорил о том, что признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться первые действия с предметами, а к 5—6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Именно с этого возраста начинается непосредственное развитие восприятия.

По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В настоящее время в отечественной психологии сложилось представление о развитии восприятия как о процессе развития и формирования перцептивных действий. Причем в развитии перцептивных действий индивида в возрасте от 3 до 6 лет (т. е. в преддошкольном возрасте) можно выделить по крайней мере три основных этапа (Венгер Л. А., 1981).

Первый этап развития и формирования перцептивных действий. Первый этап связан с формированием у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие которых происходит в процессе игры-манипуляции с малознакомыми предметами. Причем ведущую функцию в контакте с предметным миром у ребенка пока выполняют руки. Именно руки через действия и переместительные движения, осуществляемые с объектом, «предоставляют» маленькому человеку информацию об основных пространственных характеристиках предмета: его форме, объеме, месте положения в перцептивном поле и др. В результате через практический опыт у ребенка не только создается представление о предметах материального мира, но и формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает возможность адекватно воспринимать окружающий его реальный мир.

Второй этап развития и формирования перцептивных действий. На вто ром этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процес сы. Ребенок начинает вполне адекватно воспринимать предметы реального и мира без непосредственного материального контакта с ними. Это происхо дит потому, что его рецепторные аппараты сами совершают определенные действия и движения. Например, ребенок уже в состоянии глазами «ощу пать» предмет. Т. е. в процессе возрастного развития ребенка происходит перенос его внешних практических действий во внутренний план. Данный процесс, как вы знаете, Л. С. Выготским был назван интериоризацией. Именно в интериоризации заключена суть психического развития человека. Третий этап развития и формирования перцептивных действий. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными. Внешние (эффекторные) звенья исчезают, а само восприятие начинает казаться пассивным процессом, не имеющим вне шних проявлений. Но на самом деле это не так. Восприятие по-прежнему

ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 181

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Перцептивные эталоны — общепринятые характеристики свойств предметов, позволяющие человеку оценить адекватность

воспринимаемого предмета.

остается активным процессом, только оно полностью выполняется во внутреннем плане, т. е. полностью становится элементом и задачей психической деятельности ребенка.

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ

Если задуматься над вопросом, что является важнейшим условием для развития восприятия у ребенка, то психолог сразу ответит, что таким условием является прежде всего труд. У детей он может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например выполнения ребенком своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтения и др., т. е. в форме разнообразной познавательно-предметной деятельности.

Развитие перцептивных действий происходит значительно быстрее и с большей эффективностью, если ребенок имеет возможность сопоставлять воспринимаемые объекты с перцептивными эталонами. Такими эталонами, например, при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма и др. Однако на первых этапах ребенок не может самостоятельно сопоставить эталон с воспринимаемым предметом, для этого ему необходима помощь взрослого.

Поэтому важнейшим условием успешного психического развития ребенка является его постоянный контакт со взрослыми. Такой контакт легче всего установить в игре. Принимая участие в игре ребенка, родители и ближайшие родственники обеспечивают успешное развитие его психических познавательных процессов.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Следующий, не менее интересный вопрос — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении со взрослым человеком.

Важнейшим условием для развития восприятия является труд.

Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослых. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую

182 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)

трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, так как пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство их с тем, за что они их принимают.