logo
РЕАН А

Развитие речи

Как известно, развитие мышления человека идет параллельно с развитием речи. Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношеским возрастами, проявляются в изменении качественных параметров речи.

Так, исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав. Сопоставление в этом исследовании речи учащихся 12, 18 лет и людей 30-летнего возраста дало возможность выявить прогресс структуры речи у взрослых сравнительно с подростками и детьми. Одно из проявлений этого процесса — переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. Таким образом, Е. Харке делает вывод о возросших возможностях рече-мыслительной деятельности человека в зрелом возрасте.

В ряде своих исследований Б. А. Греков осуществил сопоставление речи людей, достигших периода ранней взрослости (25-33 года), с речью людей в возрасте свыше 70 лет. Сопоставление осуществлялось по весьма значимому показателю — подвижности и пластичности (образованию и переделке) речевого стереотипа. По его данным, у более молодых людей такой стереотип образуется самопроизвольно в 43% случаев, у стариков же — только в 8%. У старых людей часто стереотип образовывался некоторое время спустя (в 48% случаев), что у молодых встречалось лишь в 28,5% случаев. Пе-

408 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

Вербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.

Шкала ВекслераБеллеью — психодиагностическая методика оценки уровня интеллектуального развития, предложенная Д. Векслером в 1939 г. Беллвью — название клиники, в которой данная шкала была разработана. Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала».

Невербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные с восприятием, оценкой и оперированием образами, например, геометрическими фигурами.

ределка речевых стереотипов не встречала каких-либо затруднений в группе лиц, достигших возраста ранней взрослости, в то время как для стариков переделка словесных реакций как на положительные, так и на тормозные сигналы была затруднительной.

Характеризуя общие закономерности развития речи как вербальной функции интеллекта, следует обратиться к исследованиям Д. Б. Бромлей, которая предприняла массовые обследования с использованием шкалы ВекслераБеллвью. В результате этих исследований был обнаружен противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных функций (кодирование цифр геометрическими фигурами, практический интеллект).

Так, уже в 30—35 лет отмечается постепенная стабилизация, а затем снижение уровня развития невербальных функций, которые становятся резко выраженными к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции, как показали исследования Д. Б. Бромлей, именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Таким образом, период ранней взрослости характеризуется прогрессирующим развитием вербальных функций.

Вероятно, можно говорить о том, что с развитием вербальных функций интеллекта в возрасте от 20 до 45 лет продолжается развитие и вербалъно-логического, или понятийного, мышления. Следовательно, интеллектуальное развитие не останавливается на рубеже 20 лет, а продолжает происходить и в более позднем возрасте. При этом оптимум развития невербального интеллекта приходится, видимо, на возраст 30-35 лет, а развитие вербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Возможно, что именно этим объясняется тот факт, что, как правило, именно на рубеже 40-45 лет человек начинает существенно больше внимания уделять философским вопросам.

Возрастные особенности

Период ранней взрослости характеризуется прогрессирующим развитием вербальных функций интеллекта.

Также следует отметить, что, по мнению Б. Г. Ананьева, рече-мысли-тельные, второсигнальные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции.

ШШШШШ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 409