logo
РЕАН А

Глава 2

>*» ^ '■ 1-

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

'

эеднии возраст — это промежуточный период в жизни человека, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигший середины жизни человек сознает свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости (Крайг Г., 2000).

Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, бы­стрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональ­ная импульсивность.

«НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

В процессе общения людей всегда вырабатывается некоторый «общий знаменатель» настроения. Например, мы часто обнаруживаем, что с уходом наших гостей уходит и нечто из нас: мы вдруг теряем оживленность, чув­ствуем усталость или, если встреча и разговор несколько угнетали нас, чув­ствуем прилив сил и хорошего расположения духа. Человек в одиночестве просто не способен на настоящее веселье и смех, с другой стороны, в подав­ленном настроении он ищет общества людей, чтобы в нем «забыться». Он не способен также остаться совершенно равнодушным к тому, о чем другие говорят со страхом, восторгом, возмущением, интересом, а если к подоб­ным чувствам у него есть к тому же еще и собственные основания — его переживания могут достигнуть неадекватных размеров (ВилюнасВ. К., 1976).

Какие чувства в отношении своего возраста испытывают люди средних лет? Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карь­еры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумы­ваются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творчес­кого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению,

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 493

мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одо­левают заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзь­ями.

ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начи­нающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000).

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Муж­чины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно лег­ко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чув­ствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996).

Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европей­цев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворен­ными жизнью.

мнение ученых

По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке, разведен или расстался с любимым чело­веком (Майерс Д., 1996).

Очень счастливые, % 50

Опрос проведен среди 1000 человек старше 12 лет

40

10

Взрослые, никогда не вступавшие в брак

72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Брак и счастье.

494 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Несмотря на то что неудачный брак зачастую вызывает депрессию у жен­щин, а не у мужчин, миф о том, что одинокая женщина чувствует себя счастливее замужней, оказывается несостоятельным. Более важным явля­ется не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, заявляющие об удовлетворенности своим браком и любви к своему партнеру, редко гово­рят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, либо находятся в депрес­сии.

Брак создает почву для счастья по крайней мере по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиноч­ку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовни­ка, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, следующая: предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения (Майерс Д., 1996). Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Но тем не менее удачно исполняемая роль подразуме­вает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностно­го статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

■;

РОЛЬ ЭМОЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоции в профессиональной деятельности играют немаловажную роль. Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время англий­скими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болез­ни сердца у представителей тринадцати профессиональных групп. Выясни­лись довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяй­ственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других иссле­дованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов.

На первый взгляд между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Вместе с тем общность обнаружить нетрудно: она состо­ит в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает

жизнь людям этих профессий (Рогов Е. И., 1999).

Факторы развитии

Труд, основа человеческого существо­вания, становится важнейшим источником человеческих чувств. Важнейшие эмоции, которые играют в жизни обычно очень боль­шую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настро­ении человека, связаны с ходом его трудо­вой деятельности, ее успехом или неуспе­хом, удачами или неудачами.

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 495

Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе высокоуспешных учителей

Показатели

Депрессив-

Раздражи-

Застенчи-

Эмоцион.

Стрессо-

ность

тельность

вость

лабильн.

устойчивость

Знание предмета

-0,36

-0,17

-0,22

-0,24

-0,23

Знание психологии

учащихся

-0,13

-0,41

0,15

-0,12

-0,18

Знание методики

-0,30

-0,09

-0.14

-0,27

-0,01

Коммуникативные умения

-0,46

-0,16

-0,26

-0,43

-0,02

Организаторские умения

-0,21

-0,39

-0,03

-0,24

-0,18

Самоорганизаторские умения

-0,34

-0,54

-0,24

-0,34

-0,15

Уровень мастерства

-0,32

-0,24

-0,21

-0,26

-0,15

Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе низкоуспешных учителей

Показатели

Депрессив-

Раздражи-

Застенчи-

Эмоцион.

Стрессо-

ность

тельность

вость

лабильн.

устойчивость

Знание предмета

-0,17

-0,30

-0,04

-0,05

-0,07

Знание психологии

-0,07

-0,48

-0,09

-0,09

-0,06

учащихся

Знание методики

0,18

0,39

0,17

0,15

0,22

Коммуникативные

-0,05

0,38

-0,14

0,06

0,29

умения

Организаторские

-0,01

0,40

-0,15

-0,09

0,11

умения

Самоорганизаторские

-0,26

-0,06

-0,05

-0,21

-0,27

умения

Уровень мастерства

-0,30

-0,13

-0,16

-0,29

-0,26

Источник: Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: Монография. Ижевск, 1997.

Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмо­циональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются.

Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает мо­ральные чувства. С выделением из практической деятельности человека теоретической деятельности происходит зарождение интеллектуальных чувств — любознательности, любви к истине, которая, приходя в столкно­вение с господствующими взглядами, приводила людей науки на костры инквизиции.

Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру.

496 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Моральные чувства — переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п.

В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с по­мощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека по­нимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий требует от человека умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности — неотъемлемая часть успеш­ности во многих профессиях.

Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место (например, врачей, психотерапевтов, руководи­телей, учителей, тренеров, следователей, дипломатов, социальных работни­ков, менеджеров и т. д.).

Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных прояв­лений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусст­ву (актерам, художникам, писателям).