logo
РЕАН А

Глава 5

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

40-60 лет человек оказывается в ус­ловиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональ­ный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно но­вый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические измене­ния, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зре­ние, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте, у многих впервые, начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.

Эти новые жизненные обстоятельства заставляют человека задуматься о том, что значительная часть жизни уже пройдена, а возможностей и реаль­ного времени для самореализации остается все меньше. Последнее особенно верно в отношении мужчин, поскольку по статистическим данным средняя продолжительность жизни у них соответствует 61 году (у женщин — 73 года) (Российский статистический ежегодник). Следовательно, в сорок лет мужчина знает, что он прожил уже в два раза больше того, что ему осталось.

Все эти факторы являются важнейшими основаниями для субъективно­го осмысления ситуации, оценки результатов и построения на их основе своего поведения и деятельности. Следует обратить внимание на то, что поведение человека определяется именно значением для данного субъекта всех произошедших к этому периоду жизни событий и актуальной ситуа­ции в целом.

В литературе дискутируется вопрос о том, является ли данный возраст критическим или нет. Г. Крайг приводит очень оптимистическую цитату из работы Галлахера (Gallagher, 1993), который, опираясь на данные статис­тических исследований, проведенных в США, утверждает, что «лучший возраст для человека — 50 лет» (Крайг Г., 2000, с. 750). Нельзя забывать, что эти данные были получены именно в США — экономически стабильной стране (в период исследований) с высоким уровнем жизни, развитым здра­воохранением и системой социальной поддержки людей.

Думается, что тот же автор пришел бы к несколько иным выводам, стол­кнись он со статистическими данными, полученными в последние годы в

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 531

нашей стране, где в 1998 году среднедушевой доход в 2000 рублей и более в месяц имели всего 7,5% людей (у остальных он был меньше (!)) при смехо­творном официальном прожиточном минимуме в 715 рублей для трудоспо­собного населения, а покупательная способность по сравнению с 1997 годом упала на 40% (Российский статистический ежегодник, 1999).

Субъективная тяжесть переживаний человека или, наоборот, чувство удовлетворенности в этом возрасте в немалой степени зависит от того соци­ального и экономического контекста, в который вписываются естественные возрастные изменения этого периода жизни. Кроме того, на них оказывают влияние и индивидуальные особенности человека. Гипертимы, несомнен­но, переживают в том числе и данный период жизни качественно иначе, чем, например, личности дистимического типа.

Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, соци­альная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в меж­личностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их ак­тивности.

Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограниче­нию социальной активности и социальных контактов, серьезность этичес­кой позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность пси­хического темпа.

Все-таки в целом более достоверной выглядит характеристика поведе­ния человека в этом возрасте, которую дают Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вей-лант.

Если возраст в 33—39 лет можно охарактеризовать как возраст «бури и натиска», когда семейное счастье теряет свое очарование, все силы вклады­ваются в работу, достигнутое кажется недостаточным и человек ощущает как бы возврат отрочества, то в 40—60 лет картина его жизни претерпевает существенные изменения.

В 40—42 года человек переживает некий взрыв в середине жизни, у него создается впечатление, что жизнь проходит зря, появляются первые при­знаки утраты молодости и ослабления здоровья.

В 43—50 лет наступает новое равновесие, усиливается привязанность к семье, сохраняется ощущение потенциала для развития личности. После 50 лет на передний план выступает переживание зрелости, а семейная жизнь и успехи детей становятся источником удовлетворения. В этот возра­стной период человек все чаще обращается к вопросу о смысле жизни и ценности сделанного (Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., 1981).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ

Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.

532 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Процедурные знания — знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями.

Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре пред­метной деятельности человека.

«Прикидка по опыту» — способ решения задачи, основанный на срав­нении ее условий и требований с личным опытом решения аналогичных задач в прошлом.

Богатство опыта взаимодействия с объектами физического мира, зафик­сированное в системе социальных значений, не только вооружает человека декларативными и процедурными знаниями, но и, как это ни странно, по­зволяет ему лучше понимать других людей.

В связи этим взаимодействие человека с объектами физического мира определяется, с одной стороны, характерными для этого возраста морфо-функциональными изменениями, а с другой — накопившимся опытом и сформированными навыками.

Здесь следует вспомнить, что взаимодействие человека с физическим окружением не является реактивным, а имеет предметный характер. Сен-сомоторные навыки и операции в течение жизни развиваются именно в процессе предметной деятельности.

В связи с этим можно сделать вывод, что характер взаимодействия чело­века с объектами физического мира представляет собой результат приспо­собления накапливаемого опыта взаимодействия с данным классом объек­тов как к индивидуальным характеристикам человека, так и к его возрастным изменениям.

Человек в этом возрасте вынужден считаться с уменьшением физичес­кой силы, замедлением деятельности нервной системы, утратой гибкости и эластичности скелетно-мышечной системы, ослаблением зрения. С другой стороны, накопленный опыт позволяет ему точнее рассчитывать свои уси­лия, извлекать из памяти более разнообразные варианты решений при ме­няющихся обстоятельствах, точнее предугадывать развитие событий. На передний план выступает общая осведомленность человека и то, что назы­вают «прикидкой по опыту» (Крайг Г., 2000, с. 771).

Особенно это относится к профессиональной деятельности человека.

Опытный музыкант, стеклодув, стоматолог, водитель, пилот, охот­ник, токарь, машинист и т. д., про­игрывая молодым в скорости и силе, компенсирует этот проигрыш накопленными знаниями и умени­ями.

К периоду средней взрослости человек достигает профессионального мастерства благодаря накопленным знаниям и умениям.

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 533

Специфика возраста

Именно к периоду средней взрослости люди достигают мастерства во многих профессиях, связанных с взаимодействием с физическими объектами и системами. Например, для достиже­ния мастерства в профессии ткачихи необходим опыт работы до 10 лет и более (Борисова Е. М.). То же можно сказать и о многих других рабочих профессиях. Между прочим, именно рабочие профессии связаны с наиболее тесным взаимодействием с физическими объектами мира, а доля рабочих в общей массе работающих в нашей стране составляет около 60% (Российский статистический ежегодник).

К этому возрасту у человека накапливается большой опыт взаимодей­ствия и с теми объектами, которые не входят в круг его профессиональной деятельности. Понятно, что чем шире у человека круг интересов, интенсив­нее и разнообразнее контакты с объектами физического мира, тем разносто­роннее и богаче будут его «знания по знакомству». Здесь опыт определяется личными предпочтениями, предубеждениями и социальными установками.

Люди могут избегать контактов с некоторыми вещными объектами про­сто потому, что эти контакты, по их мнению, не соответствуют их полу, возрасту, этнической принадлежности, социальному статусу. Например, мужчина (чаще нарциссического типа) может за всю жизнь так и не на­учиться пользоваться утюгом, разделывать рыбу, шить иголкой потому, что он считает эти занятия недостойными его,