logo
РЕАН А

Развитие интеллекта

Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посред­ством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, по­казали что вербально-логические функции, достигающие первого опти­мума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интел­лектуальной активности методом возрастных срезов исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне. По более тонкому, лонгитюдному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, выявилось резкое возрастание показателей интеллектуального развития

Лонгитюдный метод — методология проведения экспериментального исследования за­кономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за опре­деленный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же вы­борки обследуемых.

Метод возрастных срезов — методология проведения экспериментального исследова­ния динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различ­ным возрастным группам.

484 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

от 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное сни­жение индексов.

Этими же авторами отмечено наличие явно выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюции общих характеристик интеллекта взрос­лых людей. Однако вполне возможно, что на сохранение интеллектуальных функций оказывает существенное влияние выполняемая индивидом дея­тельность. Так, у людей интеллектуального труда, достигших периода сред­ней взрослости, вследствие постоянной тренировки показатели интеллекту­ального развития практически могут не отличаться от их же показателей в юности. Более того, некоторые из умственных способностей у тех лиц с высшим образованием, которые продолжают плодотворно трудиться и вес­ти активную жизнь, в среднем возрасте даже повышаются (Schaie, 1983). Таким образом, развитие отдельных способностей человека (особенно тех, которые связаны с трудовой деятельностью и повседневной жизнью) про­должается, по-видимому, в течение всего среднего возраста (Willis, 1989).