Развитие речи
В этот период наблюдается также активное развитие речи ребенка. Главной особенностью развития речи на данном этапе является то, что изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Более того, ребенок знакомится с совершенно новым для него видом речи — письменной речью. Несмотря на то что письменная речь имеет очень много общего с устной речью (как и устная речь, она является звуковой, то есть с помощью системы графических знаков передает смысл звуков и их сочетаний), она имеет специфически ей присущие характеристики.
Одно из важнейших отличий письменной речи от устной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что, когда звучит одно слово, предшествующее ему слово уже больше не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе: как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. В известном отношении это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.
Письменную речь можно строить более произвольно, написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Однако, с другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что человек не может придать письменной речи (в той степени, как устной) эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
Кроме этого, письменная речь со- гшшшшшшшшшяяшшшшшшшшшят стоит в несколько ином отношении Письменная речь — особый вид речи, ис- к мысли, чем речь устная. Иначе го- пользующей графические символы для пе- воря, процесс формирования и вы- | редачи речевых звуков.
248 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
Тахистоскоп — специальный прибор, используемый для предъявления зрительных стимулов на строго определенное время при проведении экспериментов по изучению некоторых психических процессов, в частности внимания и восприятия.
ражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — устно.
Сегодня большинство исследователей соглашаются с тем, что письменная речь психологически является значительно более сложной, чем устная. Это обусловлено целым рядом факторов и прежде всего использованием в письменной речи условных символов.
С психологической точки зрения, сложность письменной речи заключается в необходимости постоянного и практически мгновенного декодирования письменных символов.
Насколько сложным процессом является декодирование? Прежде чем мы обратимся к некоторым конкретным исследованиям в этой области, давайте рассмотрим вопрос, сколько информации из прошлого опыта привносит человек в чтение обычного и не совсем обычного текста.
Как вы знаете, на восприятие существенное влияние оказывает предшествующий опыт, что ясно видно при восприятии букв и слов. Например, попытайтесь прочитать следующее слово: . . ек . . и . ее . . о. Сколько информации вы привнесли в декодирование этого сообщения и сколько ее было в стимуле? Очевидно, ваша способность заполнять пропуски зависит от знания правил орфографии (или правил последовательности букв), синтаксических правил и опыта. Способность «видеть» буквы и слова — это не пассивный процесс, а поиск перцептивных объектов, уже имеющих свои репрезентации в памяти.
В результате одного из этапов изучения процесса идентификации букв и слов, задуманного с целью определить, сколько мы можем разглядеть во время одной зрительной фиксации — в своего рода моментальном снимке,— были получены данные о том, как структура зрительного образа влияет на его идентификацию: оказалось, что целые слова легче идентифицировать, чем отдельные буквы.
К концу XIX в., когда экспериментальная психология вошла в лаборатории Западной Европы, французский ученый Эмиль Жаваль (Emile Javal, 1878) обнаружил, что при чтении глаз не движется по напечатанным строчкам, а совершает ряд небольших скачков — саккад, между которыми происходит короткая фиксация.
Эксперименты
Джеймс Мак-Кин Кэттел (James McKeen Cartel, 1885) провел исследование, чтобы выяснить, сколько можно прочитать за время одной зрительной фиксации. При помощи тахистоскопа он сумел оценить время, необходимое для идентификации фигур, цветов, букв и предложений. В ходе исследования Кэттел установил, что время реакции зависело от знакомства испытуемого со зрительным материалом.
Предъявляя испытуемым изображения букв и слов в течение всего 10 мс (т. е. 1/100 с), он открыл, что способность к восприятию букв зависела не столько от количества букв, сколько от того, насколько данная последовательность приближалась к значимой последовательности, например слову. Если испытуемому предъявляли изображение несвязанных букв на 10 мс, он мог сообщить три или четыре буквы; если буквы составляли слово, то — до двух слов (по три-четыре буквы каждое); а если эти слова были синтаксически связаны, тогда испытуемый мог «прочитать» четыре слова. Поскольку 10 мс — это значительно меньше, чем требуется для саккады, объем схватывания материала зрением человека в исследованиях Кэттела был ограничен (вы-
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 249
ражаясь на языке кино) единичным «кадром» восприятия. Поскольку время реакции для знакомых слов было примерно то же, что и для несвязанных букв, и поскольку объем схватывания для букв в словах был больше, чем для несвязанных букв, Кэттел заключил, что знакомые слова читаются «как целое» или как «вся картина слова».
Таким образом, это позволило исследователю сформулировать принцип, который озадачил не одну сотню психологов и стал темой многих диссертаций по психологии чтения. Одна из загадок этого вывода состоит в следующем: чтобы прочитать целое слово, нужно как-то воспринять его части, и если для этого требуется изучить части слова, буква за буквой, то и время реакции должно соответственно возрастать. То, что слова легче идентифицировались, чем разрозненные буквы, Кэттел относил на счет значимости слов.
Вскоре вслед за ранними экспериментами Кэттела появился важный технический отчет Эрдмана и Доджа (Erdman and Dodge, 1898). Они обнаружили, что восприятие человеком зрительных данных происходит во время фиксации зрения на объекте, а не во время движения глаза по нему. Кроме того, исследователи установили, что испытуемые могут идентифицировать слова на большем расстоянии, чем отдельные буквы.
Пиллсбери (Pillsbury, 1987) продемонстрировал, что слова с «дефектами» (ошибки в словах, при которых одна буква — «правильная» — заменяется на другую — «неправильную») легко читаются и что всего в нескольких случаях испытуемые смогли заметить дефект.
Результаты исследований всех этих ученых убедили многих, что чтение человеком знакомых слов связано с единством слова, а не с распознаванием отдельных букв. Видимо, большинство людей читают слова как целые единицы, а не буква за буквой.
Таким образом ребенок, достигший возраста 7—11 лет, обладает уже достаточным уровнем психического развития, позволяющим ему выполнять столь сложную интеллектуальную функцию, какой является письменная речь. Для того чтобы научиться писать и читать, он должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития мышления, но у него должно быть хорошо развито и восприятие.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
- 11. Методы изучения психического развития ребенка 72
- Принципы психологической педагогики 81
- Глава 1. Когнитивные особенности 100
- Глава 2. Аффективная сфера 114
- Глава 3. Мотивационная сфера 124
- Глава 4. Особенности я-концепции 135
- Глава 5. Поведенческие особенности 144
- Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза
- Глава 1. Особенности процесса развития детства 174
- Глава 2. Когнитивные особенности 178
- Глава 3. Аффективная сфера 195
- Глава 4. Мотивационная сфера 206
- Глава 5. Особенности я-концепции 216
- Глава 6. Поведенческие особенности 227
- Глава 1. Когнитивные особенности 242
- Глава 2. Аффективная сфера 257
- Глава 3. Мотивационная сфера 267
- Глава 4. Развитие я-концепции 279
- Глава 5. Поведенческие особенности 296
- Глава 6. Детская агрессия 305
- Глава 1. Когнитивные особенности 319
- Глава 2. Аффективная сфера 335
- Глава 3. Мотивационная сфера 345
- Глава 4. Развитие я-концепции 357
- Глава 5. Поведенческие особенности 373
- Глава 6. Подростковая агрессия 383
- Глава 1. Когнитивные особенности 400
- 14 Я содержание шшшшишншшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
- Глава 2. Аффективная сфера 414
- Глава 3. Мотивационная сфера 424
- Глава 4. Особенности я-концепции 440
- Глава 5. Поведенческие особенности 456
- Глава 6. Развитие профессионализма. Проблемы изучения 465
- Глава 1. Когнитивные особенности 480
- Глава 2. Аффективная сфера 492
- Глава 3. Мотивационная сфера 503
- Глава 4. Особенности я-концепции 518
- Глава 5. Поведенческие особенности 530
- Глава 1. Когнитивные особенности 546
- Глава 2. Аффективная сфера 563
- Глава 3. Мотивационная сфера 572
- Глава 4. Особенности я-концепции 586
- Глава 5. Поведенческие особенности 597
- Глава 6. Смерть и умирание 607
- 1 История исследований развития
- Базовые определения развития
- Созревание и рост
- Синергетика
- 30 К Часть 1. Основные теории развития
- 32 Ш Часть 1. Обзор основных теорий развития
- Наследственность
- Активность
- 8 Теории психического развития
- Биогенетический подход теории рекапитуляции
- Социогенетический подход концепция э. Эриксона
- Когнитивные теории
- Концепция ж. Пиаже
- Персоногенетический подход
- Ведущая деятельность
- Кризис развития
- 10 Диагностика возрастного развития
- Фрагмент карточки физического развития
- 12 Развитие личности
- 78 Ш Часть I. Обзор основных теорий развития
- 13 Принципы психологической педагогики
- 1. Главным является неудержимость и творческий характер развития.
- 14 Возрастная периодизация
- Развитие ощущений
- Развитие кожной чувствительности
- Развитие вкусовой чувствительности
- Развитие слуха
- Развитие зрения
- Развитие восприятия
- Предметное восприятие
- Стадии развития техники ребенка по Пиаже
- Развитие речи
- Период подготовления словесной речи
- Стадия «слов-предложений»
- Стадия двух-трехсловных предложений
- Развитие мышления
- I мышление
- Этапы развития мышления
- Обобщение
- Овладение речью
- Сравнение
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- 112 В Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- Развитие непроизвольного внимания
- Развитие произвольного внимания
- Роль игры в развитии внимания
- Глава 2
- Комплекс оживления
- Развитие социальных эмоций
- Общение со взрослыми
- Развитие эмпатии
- Отрицательные эмоции
- Эмоциональные нарушения
- Развитии ребенка
- Глава 3
- Аффилиативная потребность
- Условия развития мотива аффилиации
- Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни
- Мотив достижения
- Глава 4
- Образ я и родители
- Я и незнакомцы
- Отражение «я-фактора» в речи
- Отношение младенца к себе
- Формирование половой идентичности
- Последовательность формирования я-концепции у младенцев
- Глава 5
- Развитие схемы тела
- Новорожденный ребенок
- Младенчество
- Манипуляторный характер действий
- Функциональный характер действий
- Развитие социального поведения новорожденного ребенка
- Речевое общение
- Синдром «госпитализма»
- Глава 6
- История вопроса
- Теория привязанности
- Подходы к изучению взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии
- 164 Я Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- In часть
- Глава 1
- Особенности
- Процесса развития
- Детства
- Глава 2
- Развитие памяти
- Развитие речи
- Период развития языка ребенка в процессе речевой практики
- Развитие внутренней речи
- Развитие мышления
- Теория пиаже: 4 стадии в развитии мыслительных операций
- Развитие представления
- Развитие воображения
- Стадии развития воображения
- Аффективная функция воображения
- Развитие внимания
- Диагностика развития познавательных процессов
- Глава 3
- Развитие чувства юмора
- Моральные чувства
- Развитие эмпатии
- Развитие понимания эмоции
- II ' 11шшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшш
- Формирование высших чувств
- Развитие социальных эмоций
- Эмоциональные нарушения
- Глава 4
- Потребность в общении
- Общение со взрослыми
- Общение с детьми
- Глава 4. Мотивационная сфера я 209
- Мотивация достижения
- Уровень притязании
- Глава 5
- Общение ребенка со сверстниками
- Глава 6
- Развитие моторных умении и физической активности
- Развитие «схемы тела»
- Состав группы
- Развитие самоконтроля
- Усвоение конвенциональных норм
- IV часть
- Глава 1
- Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет
- Развитие мышления
- Консервация
- Классификация
- Сериация
- Транзитивность
- Развитие логического мышления
- Развитие речи
- Развитие восприятия
- Развитие внимания
- 252 * Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
- Развитие памяти
- Школа и развитие познавательных процессов
- Готовность к школьному обучению
- Глава 2
- Выражение эмоций и чувств
- Эмоциональная готовность к школьному обучению
- Взаимоотношения со сверстниками
- Социальные эмоции
- Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Мотивация общения со сверстниками
- Мотивация просоциального поведения
- Формирование долга как основного морального мотива
- Эмпатия
- Познавательные мотивы
- Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника
- Социальные мотивы
- Мотив хорошей отметки
- Исследовательская активность в области запретного
- Глава 4
- Образ тела и я-концепция
- Развитие самооценки
- Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки
- Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка
- Формирование заниженной самооценки
- Возможности коррекции самооценки
- Коррекция неуспеваемости
- Глава 5
- Развитие ребенка как субъекта деятельности ведущая деятельность
- Развитие тонкой моторики
- Поведение в школе
- Поведение в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Лидерство
- Половые различия
- Глава 6
- Влияние семьи на развитие детской агрессии
- 316 Я Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)!
- V часть
- Глава 1
- Развитие мышления
- 320 И Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- Глава 1. Когнитивные особенности ш 321
- Пик интеллектуальных возможностей
- Стадии развития мышления Пиаже
- Формирование индивидуального стиля умственной деятельности
- Глава 2
- «Подростковый комплекс» эмоциональности
- Развитие социальных эмоции в подростковом возрасте
- Палитра эмоции в юношеском возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Потребность в принадлежности группе
- Потребность в дружбе
- Мотивы общения со взрослыми
- Мотивы поступления в вуз и пту
- Мотивация подростковой и юношеской сексуальности
- Мотивы аддиктивного поведения
- Мотивы делинквентного поведения
- Глава 4
- Развитие самооценки в подростковом возрасте
- Адекватность самооценки
- Динамика самооценки
- Физический облик и самооценка
- Эмансипация самооценки
- Влияние родителей на самооценку
- Самооценка и педагогическая оценка
- Отклонения в развитии аффект неадекватности
- Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
- Самооценка подростков при неврозах
- Глава 5
- Особенности физической активности подросткового возраста
- Половые различия
- Поведение в семье
- Реакция эмансипации
- Конфликты в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Подростковые группы
- Конфликты в группе
- Полоролевое поведение
- Развитие увлечений, хобби
- Типы увлечений
- Индивидуализация
- Глава 6
- 13 Психология человека
- Глава 6. Подростковая агрессия я 387
- Половые различия развития агрессии у подростков
- 388 * Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- VI часть
- Глава 1
- Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости
- Понятие возраста и возрастных часов
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Развитие речи
- Развитие внимания
- Диалектическое мышление
- Обязательность и ответственность
- Гибкость мышления
- Глава 2
- Теории эмоций психофизиологическая теория эмоций
- Теория эмоций в. Вундта
- Дыхание
- Особенности развития эмоций в период ранней взрослости
- Глава 2. Аффективная сфера «417
- Глава 3
- Мотивационные установки периода ранней взрослости
- Выбор жизненной стратегии
- Мотивация брака
- Планирование численности семьи
- Мотивационная установка одинокого образа жизни
- Мотивы выбора профессии
- Глава 4
- Влияние условий ценности на я-концепцию
- Феномен «консервации возраста»
- Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком).
- Близость и одиночество
- Глава 5
- Социальное поведение профессиональная деятельность
- Семейно-брачные отношения
- Родительские отношения
- Досуговая деятельность
- Глава 6
- VII часть
- Глава 1
- Развитие сенсорных функции ощущения и восприятия
- Развитие внимания
- Развитие интеллекта
- Типы интеллекта
- Динамика развития интеллекта
- 486 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Кризис середины жизни
- Роль когнитивного развития человека
- Глава 2
- Стресс в жизни человека в период средней взрослости
- Стресс и развитие негативных эмоций
- Глава 2. Аффективная сфера я 497
- Симптомы стресса
- Стресс и дистресс
- Половые различия в реакции на стресс
- Глава 2. Аффективная сфера ш 501
- Пути преодоления стресса
- Глава 3 мотивационная
- Смысл жизни
- Глава 3. Мотивационная сфера и 507
- Мотивация семейной жизни
- 512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!
- Глава 4
- Временной аспект самооценки
- Глава 4. Особенности я-концепции и 523
- 526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Глава 5
- Социальное поведение
- Профессионализм
- Смена профессиональной деятельности
- Взаимоотношения с супругами
- Взаимоотношения с детьми
- Взаимоотношения с родителями
- 544 К Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Часть VIII
- Глава 1
- Изменение слуховой чувствительности
- Нарушение зрения
- Динамика психофизических функции
- Изменения памяти
- Развитие мышления
- Мудрость
- Деменция
- Болезнь алыдгеймера
- Симптомы заболевания
- Микроинсульты
- Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций
- Глава 2
- 570 И Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Глава 3
- Смена мотивов у пенсионеров
- Старость
- Позднестарческии период
- Физическое здоровье
- Экономическое положение
- Позитивное функционирование
- Мотивация семейных отношении
- Мотивация супружеских отношении
- Отношения с внуками
- Глава 4
- Теории «относительности» старения
- Концепция э. Эриксона
- В старости
- Адаптивное (продуктивное) старение
- Неадаптивный процесс старения
- Глава 5
- Половые особенности
- Теория «разобществления»
- Материальное благосостояние
- Утрата близких и одиночество
- Нередко поздний возраст человека сопровождает таков тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества.
- Сужение жизненного пространства
- 604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Социальное поведение
- Поведение в семье
- Религиозность
- Счастливая старость
- Глава 6
- Страх смерти
- Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
- Добровольный уход из жизни
- Автоэвтаназия
- Глоссарии
- 1 Социальный коийликт
- 195197, С-Петербург, а/я 46, Богатыревой е. Н.