logo
РЕАН А

Мотивация семейной жизни

Выбор, сделанный в пользу безопасности и защищенности, побуждает человека среднего возраста обратить большее внимание на свои отношения внутри семьи.

f

МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Нереализованные возможности человека, достигшего периода средней взрослости, начинают связываться с достижениями детей, воплощаясь в двух наиболее распространенных вариантах:

  1. Самореализация через достижения детей, которые основываются на их собственном выборе и потенциальных способностях.

  2. Подмена собственной мотивации роста стимулированием развития мотивационной сферы подрастающего поколения в «нужном» родителям (или одному из родителей) направлении; убеждение детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют собственную ценность человека, обрекая молодого взрослого на воплощение в жизнь нереализо­ванного жизненного сценария родителей.

Иногда мотивом выбора последнего варианта является соблюдение се­мейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями. Это обстоятельство связано с тем, что, находясь в семье меж­ду детьми и стареющими родителями, люди среднего возраста обременены обязательствами по отношению к двум поколениям, а также по отношению к самому себе. Теперь они принимают на себя роль хранителя семьи, на­правляя свою активность на поддержание семейных традиций, достижений и сохранение семейной истории.

Проявлять заботу о близких людях человека побуждает чувство чьей-то значимости. По Эриксону, забота представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес» (Erikson, 1982, р. 67). Являясь основным лич­ностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чув­ство долга, но и естественное желание человека внести свой вклад в жизнь будущего поколения, а также проявить благодарность к тем, кто заботился о нем раньше.

Хранитель семьи — роль, которую берут на себя люди среднего возраста, заключа­ющаяся в поддержании семейных тради­ций, отмечании достижений и праздников, сохранении семейной истории и поддерж­ке связей со всеми членами семьи.

Для отношений между средним поколением, детьми и родителями часто бывают характерны попытки повлиять на поведение друг друга. При этом существует миф о том, что это влияние приводит к грубым размолвкам и разногласиям из-за различий в об­разе жизни и ценностях. Тем не менее исследования показывают, что внутри семьи между поколени­ями существует удивительная пре­емственность в мотивационной на­правленности.