526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Президент России В. В. Путин — представитель поколения, стоящего у «социального руля».
личными предприятиями и организациями, в целом выполняют созидательную роль в обществе и влияют на его развитие. Поэтому для людей этого возраста актуальна «проблема социальной желательности». Эта проблема возникает всякий раз в ситуации «внутренних самоотчетов» в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т. д.
Социальный статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на свою социальную группу.
Исследователями Я-концепции человека отмечается, что различные ее составляющие связаны между собой часто хуже, чем каждая из них в отдельности — с мерой социальной желательности. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества — одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его Я-концепции. Поэтому образ самого себя, в который человек верит, содержит черты, обладать которыми человек стремится и которые сознательно в себе признает. Людям порой непросто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации Я-образа в ситуации, когда выгодно считать себя личностью с определенными качествами. Люди часто пытаются представить себя в социально выигрышном свете, тем более если такой Я-образ предполагает связь с определенным социальным статусом: Я-образ общественного деятеля, Я-образ правозащитника и т. д. Таким образом, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на их Я-образе, во всяком случае — на его «социальной составляющей».
Р. Баумейстер (Baumeister, 1982) выделил две стратегии самопрезентации: «ублажающую» и «самоконструирующую».
«Ублажающая» стратегия человека управляется критериями, принятыми в данной социальной группе, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под социальную группу) и получить « вознаграждение ».
«Самоконструирующая» стратегия направлена на поддержание укрепления «идеального Я», т. е. вытекает из желания человека произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в его идеальное Я.
Если поведение человека меняется в различных группах, это говорит об «ублажающей» стратегии, если не меняется — о «самоконструирующей».
Социальная роль— социально одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.
Внутренний самоотчет — сравнение желаний и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.
Стратегия самопрезентации — последовательность действий в самопредъявлении.
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 527
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Существует большое число экспериментальных исследований, подтверждающих основные положения самопрезентационной концепции. Данные исследования доказывают, что поведение человека меняется в зависимости от условий (публичности или приватности). Кроме того, оно также существенно зависит от окружающей человека аудитории.
Причем эти положения подтверждаются различными типами поведения личности. Например, влияние самопрезентационных мотивов оказалось явно выраженным при так называемом альтруистическом поведении, которое, казалось бы, должно быть безразличным к потенциальной выгоде субъекта.
Так, «публичные» пожертвования оказались гораздо более внушительными, чем приватные (Satow K., 1975). Испытуемые, в присутствии которых раздавался «крик о помощи», предлагали помощь «жертве» чаще и быстрее в том случае, когда считали, что встретятся с теми, кому помогут, нежели тогда, когда считали, что останутся анонимными (Gottlieb J., Carver С, 1980).
В одном из экспериментов экспериментатор звонил различным строителям и обращался за помощью. В некоторых случаях этому предшествовал звонок, во время которого репутация строителя описывалась неблагоприятным образом. В этих случаях число позитивных ответов на просьбу о помощи повышалось (Steele С, 1975). Результаты этого эксперимента позволяют констатировать, что строители стремились восстановить свой публичный образ (репутацию) в глазах потенциальной «аудитории», т. е. мотивировались «конструктивной» самопрезентацией.
В другом исследовании было обнаружено, что после выполнения группового задания испытуемый распределял деньги (это и было реальным, а не фиктивным заданием):
а) в зависимости от вклада каждого в выполнение задания, когда надо было отчитываться экспериментатору;
б) поровну, когда надо было отчитываться перед группой;
в) себе непропорционально много, когда никакой отчетности не требова лось (Reis H., Gruzen J., 1976).
Влияние «презентационной» мотивации проявилось также в экспериментальных ситуациях, направленных на изучение конформности, агрессии, выполнения тех или иных заданий (performance). С позиции «презентационной» гипотезы переосмыслены эксперименты по когнитивному диссонансу и по реакции на оценку других (Baumeister R., 1982).
Так, диссонанс понимается не как следствие внутренней неспособности психики человека справиться с непоследовательностью, а как следствие самопрезентационных мотивов: непоследовательное поведение угрожает разрушением публичного образа. Было показано, что эффекты диссонанса, необратимости постдиссонансной установки возникают лишь в ситуации публичности, релевантной самопрезентационным мотивам (Baumeister R., 1982). Экспериментально установлено, что лица с высоким и низким самоуважением ведут себя по-разному в ситуации, когда о них сложилось то или иное мнение у других. Р. Баумейстер провел эксперимент, в котором испытуемые были поделены на основе опросника на две группы: людей с высоким и низким самоуважением. Кроме того, они оценивались по лжеопроснику. Затем каждый испытуемый получал «личностный профиль», яко-
528 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) 1
Конформность — тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.
Агрессия — состояние, содержанием которого является переживание враждебности, стремление нанести ущерб другим.
Когнитивный диссонанс — явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и она стремится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято.
бы основанный на его ответах. Одной половине испытуемых давался профиль эгоиста и эксплуататора, другой — благородного и кооперативного человека. Половине испытуемых сообщалось, что их личностный профиль известен их партнеру, другой половине этого не говорилось. Каждый испытуемый описывал себя своему партнеру и затем играл с ним в игру «дилемма узника» (Pruitt D., Kimmel M., 1977). Партнером был подставной помощник экспериментатора, который играл по одному и тому же алгоритму.
Игра «Дилемма узника»
Игра «Дилемма узника» предполагает возможность выбора двух ходов у каждого из игроков, но цена у каждого хода различна и зависит от ответного хода противника. В варианте, использованном в данном эксперименте, если игрок делает ход «А», его выигрыш составляет 4 очка в том случае, если противник делает тот же ход. 4 очка получает также и противник. Но если игрок сделал ход «А», а противник — ход «В», то игрок проигрывает 5 очков, а противник выигрывает 8 очков. Если игрок делает ход «В», а противник — «А», то игрок выигрывает 8, а противник проигрывает 5 очков. Если же оба делают ход «В», то оба выигрывают по 2 очка. Единственно выигрышной тактикой в игре «Дилемма узника» может быть тактика кооперативная, когда оба партнера делают ход «А», при ходе «В» оба партнера в конце концов проигрывают. Игра позволяет, однако, выиграть, пользуясь благородством партнера и обманывая его ожидание в ответном благородстве.
В результате выяснилось, что в «публичных условиях» люди с низким самоуважением в своем вербальном поведении и в процессе игры следуют тому «профилю», который им навязан экспериментатором. Если это профиль эгоиста, то они не пытаются «приукрасить» его дополнительной информацией и эгоистично играют в игру «Дилемма узника».
Люди с высоким самоуважением, напротив, ведут себя независимо по отношению к «репутации», хотя и учитывая ее. Они «приукрашивают» себя в вербальной самоподаче и играют кооперативно, если их «партнер» считает их эгоистом, и, напротив, играют на выигрыш, если информация, имеющаяся у партнера, характеризует их как благородных (Baumeister R., 1982).
Таким образом, при исследованиях Я-образа и Я-концепции человека следует учитывать феномен самопрезентации. Кроме того, следует иметь в виду, что существуют различия в субъективной значимости содержания «Я-концепции». Одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование в индивидуальной психодиагностике универсальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям (Анастази А., 1982, т. 2, с. 221).
Один из путей повышения достоверности диагностических заключений — это отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции», позволяющих уменьшить вероятность ошибки.
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 529
Другой путь — использование методов, позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта. Достоверность диагностических заключений в консультативной и психотерапевтической практике повышается за счет введения в поле зрения диагноста смысла того или иного аспекта «Я-концепции» для обследуемого. Это достигается путем анализа той субъективной роли, которую у данного человека играют усматриваемые им в собственном «Я» черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей (Сталин В. В., 1983).
Психологические теории
Подводя итоги рассмотрению Я-концепции зрелых личностей, снова обратимся к описанию уровневых характеристик самосознания по Э. Эриксону.
Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
РЕЗЮМЕ
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия.
Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности.
Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Для самооценки периода ранней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер и в различных ситуациях проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.). В связи со сменой ролей, происходящей в этом возрасте, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на «социальной составляющей» их Я-образа.
У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание.
Г
- 11. Методы изучения психического развития ребенка 72
- Принципы психологической педагогики 81
- Глава 1. Когнитивные особенности 100
- Глава 2. Аффективная сфера 114
- Глава 3. Мотивационная сфера 124
- Глава 4. Особенности я-концепции 135
- Глава 5. Поведенческие особенности 144
- Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза
- Глава 1. Особенности процесса развития детства 174
- Глава 2. Когнитивные особенности 178
- Глава 3. Аффективная сфера 195
- Глава 4. Мотивационная сфера 206
- Глава 5. Особенности я-концепции 216
- Глава 6. Поведенческие особенности 227
- Глава 1. Когнитивные особенности 242
- Глава 2. Аффективная сфера 257
- Глава 3. Мотивационная сфера 267
- Глава 4. Развитие я-концепции 279
- Глава 5. Поведенческие особенности 296
- Глава 6. Детская агрессия 305
- Глава 1. Когнитивные особенности 319
- Глава 2. Аффективная сфера 335
- Глава 3. Мотивационная сфера 345
- Глава 4. Развитие я-концепции 357
- Глава 5. Поведенческие особенности 373
- Глава 6. Подростковая агрессия 383
- Глава 1. Когнитивные особенности 400
- 14 Я содержание шшшшишншшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
- Глава 2. Аффективная сфера 414
- Глава 3. Мотивационная сфера 424
- Глава 4. Особенности я-концепции 440
- Глава 5. Поведенческие особенности 456
- Глава 6. Развитие профессионализма. Проблемы изучения 465
- Глава 1. Когнитивные особенности 480
- Глава 2. Аффективная сфера 492
- Глава 3. Мотивационная сфера 503
- Глава 4. Особенности я-концепции 518
- Глава 5. Поведенческие особенности 530
- Глава 1. Когнитивные особенности 546
- Глава 2. Аффективная сфера 563
- Глава 3. Мотивационная сфера 572
- Глава 4. Особенности я-концепции 586
- Глава 5. Поведенческие особенности 597
- Глава 6. Смерть и умирание 607
- 1 История исследований развития
- Базовые определения развития
- Созревание и рост
- Синергетика
- 30 К Часть 1. Основные теории развития
- 32 Ш Часть 1. Обзор основных теорий развития
- Наследственность
- Активность
- 8 Теории психического развития
- Биогенетический подход теории рекапитуляции
- Социогенетический подход концепция э. Эриксона
- Когнитивные теории
- Концепция ж. Пиаже
- Персоногенетический подход
- Ведущая деятельность
- Кризис развития
- 10 Диагностика возрастного развития
- Фрагмент карточки физического развития
- 12 Развитие личности
- 78 Ш Часть I. Обзор основных теорий развития
- 13 Принципы психологической педагогики
- 1. Главным является неудержимость и творческий характер развития.
- 14 Возрастная периодизация
- Развитие ощущений
- Развитие кожной чувствительности
- Развитие вкусовой чувствительности
- Развитие слуха
- Развитие зрения
- Развитие восприятия
- Предметное восприятие
- Стадии развития техники ребенка по Пиаже
- Развитие речи
- Период подготовления словесной речи
- Стадия «слов-предложений»
- Стадия двух-трехсловных предложений
- Развитие мышления
- I мышление
- Этапы развития мышления
- Обобщение
- Овладение речью
- Сравнение
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- 112 В Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- Развитие непроизвольного внимания
- Развитие произвольного внимания
- Роль игры в развитии внимания
- Глава 2
- Комплекс оживления
- Развитие социальных эмоций
- Общение со взрослыми
- Развитие эмпатии
- Отрицательные эмоции
- Эмоциональные нарушения
- Развитии ребенка
- Глава 3
- Аффилиативная потребность
- Условия развития мотива аффилиации
- Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни
- Мотив достижения
- Глава 4
- Образ я и родители
- Я и незнакомцы
- Отражение «я-фактора» в речи
- Отношение младенца к себе
- Формирование половой идентичности
- Последовательность формирования я-концепции у младенцев
- Глава 5
- Развитие схемы тела
- Новорожденный ребенок
- Младенчество
- Манипуляторный характер действий
- Функциональный характер действий
- Развитие социального поведения новорожденного ребенка
- Речевое общение
- Синдром «госпитализма»
- Глава 6
- История вопроса
- Теория привязанности
- Подходы к изучению взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии
- 164 Я Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- In часть
- Глава 1
- Особенности
- Процесса развития
- Детства
- Глава 2
- Развитие памяти
- Развитие речи
- Период развития языка ребенка в процессе речевой практики
- Развитие внутренней речи
- Развитие мышления
- Теория пиаже: 4 стадии в развитии мыслительных операций
- Развитие представления
- Развитие воображения
- Стадии развития воображения
- Аффективная функция воображения
- Развитие внимания
- Диагностика развития познавательных процессов
- Глава 3
- Развитие чувства юмора
- Моральные чувства
- Развитие эмпатии
- Развитие понимания эмоции
- II ' 11шшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшш
- Формирование высших чувств
- Развитие социальных эмоций
- Эмоциональные нарушения
- Глава 4
- Потребность в общении
- Общение со взрослыми
- Общение с детьми
- Глава 4. Мотивационная сфера я 209
- Мотивация достижения
- Уровень притязании
- Глава 5
- Общение ребенка со сверстниками
- Глава 6
- Развитие моторных умении и физической активности
- Развитие «схемы тела»
- Состав группы
- Развитие самоконтроля
- Усвоение конвенциональных норм
- IV часть
- Глава 1
- Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет
- Развитие мышления
- Консервация
- Классификация
- Сериация
- Транзитивность
- Развитие логического мышления
- Развитие речи
- Развитие восприятия
- Развитие внимания
- 252 * Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
- Развитие памяти
- Школа и развитие познавательных процессов
- Готовность к школьному обучению
- Глава 2
- Выражение эмоций и чувств
- Эмоциональная готовность к школьному обучению
- Взаимоотношения со сверстниками
- Социальные эмоции
- Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Мотивация общения со сверстниками
- Мотивация просоциального поведения
- Формирование долга как основного морального мотива
- Эмпатия
- Познавательные мотивы
- Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника
- Социальные мотивы
- Мотив хорошей отметки
- Исследовательская активность в области запретного
- Глава 4
- Образ тела и я-концепция
- Развитие самооценки
- Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки
- Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка
- Формирование заниженной самооценки
- Возможности коррекции самооценки
- Коррекция неуспеваемости
- Глава 5
- Развитие ребенка как субъекта деятельности ведущая деятельность
- Развитие тонкой моторики
- Поведение в школе
- Поведение в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Лидерство
- Половые различия
- Глава 6
- Влияние семьи на развитие детской агрессии
- 316 Я Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)!
- V часть
- Глава 1
- Развитие мышления
- 320 И Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- Глава 1. Когнитивные особенности ш 321
- Пик интеллектуальных возможностей
- Стадии развития мышления Пиаже
- Формирование индивидуального стиля умственной деятельности
- Глава 2
- «Подростковый комплекс» эмоциональности
- Развитие социальных эмоции в подростковом возрасте
- Палитра эмоции в юношеском возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Потребность в принадлежности группе
- Потребность в дружбе
- Мотивы общения со взрослыми
- Мотивы поступления в вуз и пту
- Мотивация подростковой и юношеской сексуальности
- Мотивы аддиктивного поведения
- Мотивы делинквентного поведения
- Глава 4
- Развитие самооценки в подростковом возрасте
- Адекватность самооценки
- Динамика самооценки
- Физический облик и самооценка
- Эмансипация самооценки
- Влияние родителей на самооценку
- Самооценка и педагогическая оценка
- Отклонения в развитии аффект неадекватности
- Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
- Самооценка подростков при неврозах
- Глава 5
- Особенности физической активности подросткового возраста
- Половые различия
- Поведение в семье
- Реакция эмансипации
- Конфликты в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Подростковые группы
- Конфликты в группе
- Полоролевое поведение
- Развитие увлечений, хобби
- Типы увлечений
- Индивидуализация
- Глава 6
- 13 Психология человека
- Глава 6. Подростковая агрессия я 387
- Половые различия развития агрессии у подростков
- 388 * Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- VI часть
- Глава 1
- Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости
- Понятие возраста и возрастных часов
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Развитие речи
- Развитие внимания
- Диалектическое мышление
- Обязательность и ответственность
- Гибкость мышления
- Глава 2
- Теории эмоций психофизиологическая теория эмоций
- Теория эмоций в. Вундта
- Дыхание
- Особенности развития эмоций в период ранней взрослости
- Глава 2. Аффективная сфера «417
- Глава 3
- Мотивационные установки периода ранней взрослости
- Выбор жизненной стратегии
- Мотивация брака
- Планирование численности семьи
- Мотивационная установка одинокого образа жизни
- Мотивы выбора профессии
- Глава 4
- Влияние условий ценности на я-концепцию
- Феномен «консервации возраста»
- Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком).
- Близость и одиночество
- Глава 5
- Социальное поведение профессиональная деятельность
- Семейно-брачные отношения
- Родительские отношения
- Досуговая деятельность
- Глава 6
- VII часть
- Глава 1
- Развитие сенсорных функции ощущения и восприятия
- Развитие внимания
- Развитие интеллекта
- Типы интеллекта
- Динамика развития интеллекта
- 486 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Кризис середины жизни
- Роль когнитивного развития человека
- Глава 2
- Стресс в жизни человека в период средней взрослости
- Стресс и развитие негативных эмоций
- Глава 2. Аффективная сфера я 497
- Симптомы стресса
- Стресс и дистресс
- Половые различия в реакции на стресс
- Глава 2. Аффективная сфера ш 501
- Пути преодоления стресса
- Глава 3 мотивационная
- Смысл жизни
- Глава 3. Мотивационная сфера и 507
- Мотивация семейной жизни
- 512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!
- Глава 4
- Временной аспект самооценки
- Глава 4. Особенности я-концепции и 523
- 526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Глава 5
- Социальное поведение
- Профессионализм
- Смена профессиональной деятельности
- Взаимоотношения с супругами
- Взаимоотношения с детьми
- Взаимоотношения с родителями
- 544 К Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Часть VIII
- Глава 1
- Изменение слуховой чувствительности
- Нарушение зрения
- Динамика психофизических функции
- Изменения памяти
- Развитие мышления
- Мудрость
- Деменция
- Болезнь алыдгеймера
- Симптомы заболевания
- Микроинсульты
- Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций
- Глава 2
- 570 И Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Глава 3
- Смена мотивов у пенсионеров
- Старость
- Позднестарческии период
- Физическое здоровье
- Экономическое положение
- Позитивное функционирование
- Мотивация семейных отношении
- Мотивация супружеских отношении
- Отношения с внуками
- Глава 4
- Теории «относительности» старения
- Концепция э. Эриксона
- В старости
- Адаптивное (продуктивное) старение
- Неадаптивный процесс старения
- Глава 5
- Половые особенности
- Теория «разобществления»
- Материальное благосостояние
- Утрата близких и одиночество
- Нередко поздний возраст человека сопровождает таков тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества.
- Сужение жизненного пространства
- 604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Социальное поведение
- Поведение в семье
- Религиозность
- Счастливая старость
- Глава 6
- Страх смерти
- Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
- Добровольный уход из жизни
- Автоэвтаназия
- Глоссарии
- 1 Социальный коийликт
- 195197, С-Петербург, а/я 46, Богатыревой е. Н.