logo
РЕАН А

Формирование долга как основного морального мотива

По мнению Л. И. Божович, возникновение у ребенка к 6-7 годам так называемых «моральных инстанций» влечет за собой те существенные изменения в структуре его мотивационной сферы, которые способствуют формированию у него чувства долга — основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение.

При этом на первом этапе овладения моральными нормами мотивом, по- _________^^ буждающим ребенка к определен-

«Моральные инстанции» — ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества.

ному поведению, является одобрение взрослых.

Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выс-

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 271

тупать для ребенка в форме некоторой обобщенной категории, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребенок и которая становится для него не только соответствующим знанием (надо поступать так-то), но и непосредственным переживанием необходимости поступать именно так, а не иначе. В этом переживании, по мнению автора, и представлено в своей первой зачаточной форме чувство долга (Божович Л. И., 1968).