logo
РЕАН А

Глава 1

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется по­мощь. В организме человека начинают происходить закономерные физио­логические изменения, к которым ему также приходится приспосабливать­ся: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который мно­гие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хро­нологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Од­нако в работах различных авторов имеются существенные различия в опре­делении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологи­ческих, так и от многих социальных факторов. Например, относит ли себя к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила перво­го в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучаясь в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него уже потеряна?

Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состо­ит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психо­логическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и вле­кут за собой изменения в личностной сфере. Что же меняется в когнитив­ной сфере человека, достигшего возраста 40-60 лет?

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 481

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связан­ные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприя­тия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Сенсомоторные процессы — комплекс ответных реакций организма на воздействие вне­шних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сен-сомоторная реакция, сенсомоторная координация.

Моторные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.

Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процес­сов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы.

Специфика возраста

Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме чело­века при оценке своего возраста.

Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются прежде всего в снижении физических возможностей. Это, ко­нечно, отражается на характеристиках психофизических функций челове­ка, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятель­ность его внутренних органов и систем.