Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
Большое исследование, основанное на наблюдении лечащих врачей и медицинских сестер, ухаживающих за умирающими, было проведено Кар-лисом Осисом и его сотрудниками. Результаты исследования были опубликованы в 1961 г. В процессе проведенной работы был исследован широкий диапазон явлений, связанных с умиранием, а также выделена их типология (OsisK., 1961; ГрофС, Хэлифакс Д., 1996). Выводы этого исследования основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.
Как констатируют авторы исследования, большинство умирающих не испытывали страха. Чаще наблюдались ощущения дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из двадцати человек отмечались признаки душевного подъема.
Особое внимание в этом исследовании было обращено на видения и галлюцинации умирающих. При этом подчеркивалось, что галлюцинации умирающих — это особые галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся, по заключению врачей, в сознании, ясно понимающие происходящее и правильно реагирующие на окружающую обстановку. Работа мозга не искажалась к тому же седативными препаратами или высокой температурой тела. Относительно ясности созна-
610 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
ния картина становилась иной лишь непосредственно перед смертью, хотя и за час до кончины около 10% умирающих находились в сознании.
Было установлено, что нередко видения более или менее соответствовали традиционным религиозным концепциям и представляли собой рай, небеса. Другие видения были лишены религиозного оттенка, но также были связаны с красивыми образами — пейзажи с прекрасной растительностью и редкими красивыми птицами. В основном же люди в своих видениях видят умерших ранее самых близких родственников, которые часто желают помочь переходу умирающего в загробный мир.
В исследовании К. Осиса было показано, что характер видений является относительно независимым от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. И это, пожалуй, одно из самых поразительных открытий данного исследования. Похожие выводы были получены в других работах, при изучении опыта посмертных переживаний людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся к жизни. Было констатировано, что имеется огромное сходство во всех изученных посмертных описаниях видений и переживаемых событий. При этом подчеркивается, что описания видений вернувшихся к жизни не связаны с культуральными особенностями и не согласуются с принятыми в данной культуре представлениями о смерти (Moody, 1975).
Согласно анализу Р. Нойеса, в описаниях переживаний состояния близости к смерти и самой смерти выделяются три стадии: сопротивление, обзор жизни, трансцендентность (Noyes R., 1971). Исследование Р. Нойеса касается не умирания как длительного процесса, а непосредственно самой смерти. В частности, в результате какой-либо критической, экстремальной ситуации.
На первой из выделенных им стадий — стадии сопротивления — происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. Как правило, пока сохраняются хотя бы какие-то шансы на выживание, у человека четко выражено осознание опасности ситуации и активное противостояние ей. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.
Вторая стадия — обзор жизни — следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Все это чаще всего сопровождается ощущением положительных эмоций, в более редких случаях — негативными переживаниями.
Третья стадия трансцендентности является логическим следствием происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, .и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание (Noyes R., 1971; Гроф С, Хэлифакс Д., 1996).
Другой исследователь, Р. Муди, изучил 150 случаев посмертных переживаний. На основе этого анализа он построил «полную модель смерти», включающую в себя общие элементы в типичной для них последовательно-
ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ глава 6. смерть и УМИРАНИЕ ■ 611
сти (Moody R., 1975, 1992). Кратко описание этой модели сводится к следующему. В момент смерти человек начинает слышать неприятный шум, громкий звон или жужжание и в то же время чувствует, что очень быстро движется через длинный темный туннель. Затем человек замечает, что оказался снаружи собственного физического тела. При этом он видит свое тело со стороны, находясь как бы в роли наблюдателя. Затем появляются духи умерших ранее родственников и друзей, которые хотят встретить его и помочь ему. Многие видят также дух незнакомый, ранее не встречавшийся ни разу. Это любящее существо из света, которое, не прибегая к звуковой речи, задает вопросы, позволяющие дать оценку собственной жизни; это существо помогает также провести эту оценку посредством мгновенного просмотра панорамы главных событий жизни человека.
Мы можем заметить,что результаты этого исследования в основном согласуются с выводами, полученными в других исследованиях, на некоторых из которых мы останавливались ранее. Большинство специалистов интерпретируют подобные переживания как галлюцинации умирающего мозга. Однако некоторые возражают против такой трактовки (Moody R., 1975, 1992; Osis К., 1961; Grof S., Halifax J., 1978, 1996). При этом в качестве аргументации ссылаются на большое сходство многочисленных проанализированных посмертных переживаний; независимость посмертных переживаний от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей; независимость посмертного опыта от культуральных особенностей среды, уровня образования и религиозного воспитания. Подчеркивается также, что события, переживаемые умирающим, поразительно совпадают с тем, что написано в древних эзотерических источниках, хотя сами эти источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших свой посмертный опыт.
- 11. Методы изучения психического развития ребенка 72
- Принципы психологической педагогики 81
- Глава 1. Когнитивные особенности 100
- Глава 2. Аффективная сфера 114
- Глава 3. Мотивационная сфера 124
- Глава 4. Особенности я-концепции 135
- Глава 5. Поведенческие особенности 144
- Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза
- Глава 1. Особенности процесса развития детства 174
- Глава 2. Когнитивные особенности 178
- Глава 3. Аффективная сфера 195
- Глава 4. Мотивационная сфера 206
- Глава 5. Особенности я-концепции 216
- Глава 6. Поведенческие особенности 227
- Глава 1. Когнитивные особенности 242
- Глава 2. Аффективная сфера 257
- Глава 3. Мотивационная сфера 267
- Глава 4. Развитие я-концепции 279
- Глава 5. Поведенческие особенности 296
- Глава 6. Детская агрессия 305
- Глава 1. Когнитивные особенности 319
- Глава 2. Аффективная сфера 335
- Глава 3. Мотивационная сфера 345
- Глава 4. Развитие я-концепции 357
- Глава 5. Поведенческие особенности 373
- Глава 6. Подростковая агрессия 383
- Глава 1. Когнитивные особенности 400
- 14 Я содержание шшшшишншшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
- Глава 2. Аффективная сфера 414
- Глава 3. Мотивационная сфера 424
- Глава 4. Особенности я-концепции 440
- Глава 5. Поведенческие особенности 456
- Глава 6. Развитие профессионализма. Проблемы изучения 465
- Глава 1. Когнитивные особенности 480
- Глава 2. Аффективная сфера 492
- Глава 3. Мотивационная сфера 503
- Глава 4. Особенности я-концепции 518
- Глава 5. Поведенческие особенности 530
- Глава 1. Когнитивные особенности 546
- Глава 2. Аффективная сфера 563
- Глава 3. Мотивационная сфера 572
- Глава 4. Особенности я-концепции 586
- Глава 5. Поведенческие особенности 597
- Глава 6. Смерть и умирание 607
- 1 История исследований развития
- Базовые определения развития
- Созревание и рост
- Синергетика
- 30 К Часть 1. Основные теории развития
- 32 Ш Часть 1. Обзор основных теорий развития
- Наследственность
- Активность
- 8 Теории психического развития
- Биогенетический подход теории рекапитуляции
- Социогенетический подход концепция э. Эриксона
- Когнитивные теории
- Концепция ж. Пиаже
- Персоногенетический подход
- Ведущая деятельность
- Кризис развития
- 10 Диагностика возрастного развития
- Фрагмент карточки физического развития
- 12 Развитие личности
- 78 Ш Часть I. Обзор основных теорий развития
- 13 Принципы психологической педагогики
- 1. Главным является неудержимость и творческий характер развития.
- 14 Возрастная периодизация
- Развитие ощущений
- Развитие кожной чувствительности
- Развитие вкусовой чувствительности
- Развитие слуха
- Развитие зрения
- Развитие восприятия
- Предметное восприятие
- Стадии развития техники ребенка по Пиаже
- Развитие речи
- Период подготовления словесной речи
- Стадия «слов-предложений»
- Стадия двух-трехсловных предложений
- Развитие мышления
- I мышление
- Этапы развития мышления
- Обобщение
- Овладение речью
- Сравнение
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- 112 В Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- Развитие непроизвольного внимания
- Развитие произвольного внимания
- Роль игры в развитии внимания
- Глава 2
- Комплекс оживления
- Развитие социальных эмоций
- Общение со взрослыми
- Развитие эмпатии
- Отрицательные эмоции
- Эмоциональные нарушения
- Развитии ребенка
- Глава 3
- Аффилиативная потребность
- Условия развития мотива аффилиации
- Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни
- Мотив достижения
- Глава 4
- Образ я и родители
- Я и незнакомцы
- Отражение «я-фактора» в речи
- Отношение младенца к себе
- Формирование половой идентичности
- Последовательность формирования я-концепции у младенцев
- Глава 5
- Развитие схемы тела
- Новорожденный ребенок
- Младенчество
- Манипуляторный характер действий
- Функциональный характер действий
- Развитие социального поведения новорожденного ребенка
- Речевое общение
- Синдром «госпитализма»
- Глава 6
- История вопроса
- Теория привязанности
- Подходы к изучению взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии
- 164 Я Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- In часть
- Глава 1
- Особенности
- Процесса развития
- Детства
- Глава 2
- Развитие памяти
- Развитие речи
- Период развития языка ребенка в процессе речевой практики
- Развитие внутренней речи
- Развитие мышления
- Теория пиаже: 4 стадии в развитии мыслительных операций
- Развитие представления
- Развитие воображения
- Стадии развития воображения
- Аффективная функция воображения
- Развитие внимания
- Диагностика развития познавательных процессов
- Глава 3
- Развитие чувства юмора
- Моральные чувства
- Развитие эмпатии
- Развитие понимания эмоции
- II ' 11шшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшш
- Формирование высших чувств
- Развитие социальных эмоций
- Эмоциональные нарушения
- Глава 4
- Потребность в общении
- Общение со взрослыми
- Общение с детьми
- Глава 4. Мотивационная сфера я 209
- Мотивация достижения
- Уровень притязании
- Глава 5
- Общение ребенка со сверстниками
- Глава 6
- Развитие моторных умении и физической активности
- Развитие «схемы тела»
- Состав группы
- Развитие самоконтроля
- Усвоение конвенциональных норм
- IV часть
- Глава 1
- Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет
- Развитие мышления
- Консервация
- Классификация
- Сериация
- Транзитивность
- Развитие логического мышления
- Развитие речи
- Развитие восприятия
- Развитие внимания
- 252 * Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
- Развитие памяти
- Школа и развитие познавательных процессов
- Готовность к школьному обучению
- Глава 2
- Выражение эмоций и чувств
- Эмоциональная готовность к школьному обучению
- Взаимоотношения со сверстниками
- Социальные эмоции
- Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Мотивация общения со сверстниками
- Мотивация просоциального поведения
- Формирование долга как основного морального мотива
- Эмпатия
- Познавательные мотивы
- Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника
- Социальные мотивы
- Мотив хорошей отметки
- Исследовательская активность в области запретного
- Глава 4
- Образ тела и я-концепция
- Развитие самооценки
- Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки
- Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка
- Формирование заниженной самооценки
- Возможности коррекции самооценки
- Коррекция неуспеваемости
- Глава 5
- Развитие ребенка как субъекта деятельности ведущая деятельность
- Развитие тонкой моторики
- Поведение в школе
- Поведение в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Лидерство
- Половые различия
- Глава 6
- Влияние семьи на развитие детской агрессии
- 316 Я Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)!
- V часть
- Глава 1
- Развитие мышления
- 320 И Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- Глава 1. Когнитивные особенности ш 321
- Пик интеллектуальных возможностей
- Стадии развития мышления Пиаже
- Формирование индивидуального стиля умственной деятельности
- Глава 2
- «Подростковый комплекс» эмоциональности
- Развитие социальных эмоции в подростковом возрасте
- Палитра эмоции в юношеском возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Потребность в принадлежности группе
- Потребность в дружбе
- Мотивы общения со взрослыми
- Мотивы поступления в вуз и пту
- Мотивация подростковой и юношеской сексуальности
- Мотивы аддиктивного поведения
- Мотивы делинквентного поведения
- Глава 4
- Развитие самооценки в подростковом возрасте
- Адекватность самооценки
- Динамика самооценки
- Физический облик и самооценка
- Эмансипация самооценки
- Влияние родителей на самооценку
- Самооценка и педагогическая оценка
- Отклонения в развитии аффект неадекватности
- Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
- Самооценка подростков при неврозах
- Глава 5
- Особенности физической активности подросткового возраста
- Половые различия
- Поведение в семье
- Реакция эмансипации
- Конфликты в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Подростковые группы
- Конфликты в группе
- Полоролевое поведение
- Развитие увлечений, хобби
- Типы увлечений
- Индивидуализация
- Глава 6
- 13 Психология человека
- Глава 6. Подростковая агрессия я 387
- Половые различия развития агрессии у подростков
- 388 * Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- VI часть
- Глава 1
- Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости
- Понятие возраста и возрастных часов
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Развитие речи
- Развитие внимания
- Диалектическое мышление
- Обязательность и ответственность
- Гибкость мышления
- Глава 2
- Теории эмоций психофизиологическая теория эмоций
- Теория эмоций в. Вундта
- Дыхание
- Особенности развития эмоций в период ранней взрослости
- Глава 2. Аффективная сфера «417
- Глава 3
- Мотивационные установки периода ранней взрослости
- Выбор жизненной стратегии
- Мотивация брака
- Планирование численности семьи
- Мотивационная установка одинокого образа жизни
- Мотивы выбора профессии
- Глава 4
- Влияние условий ценности на я-концепцию
- Феномен «консервации возраста»
- Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком).
- Близость и одиночество
- Глава 5
- Социальное поведение профессиональная деятельность
- Семейно-брачные отношения
- Родительские отношения
- Досуговая деятельность
- Глава 6
- VII часть
- Глава 1
- Развитие сенсорных функции ощущения и восприятия
- Развитие внимания
- Развитие интеллекта
- Типы интеллекта
- Динамика развития интеллекта
- 486 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Кризис середины жизни
- Роль когнитивного развития человека
- Глава 2
- Стресс в жизни человека в период средней взрослости
- Стресс и развитие негативных эмоций
- Глава 2. Аффективная сфера я 497
- Симптомы стресса
- Стресс и дистресс
- Половые различия в реакции на стресс
- Глава 2. Аффективная сфера ш 501
- Пути преодоления стресса
- Глава 3 мотивационная
- Смысл жизни
- Глава 3. Мотивационная сфера и 507
- Мотивация семейной жизни
- 512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!
- Глава 4
- Временной аспект самооценки
- Глава 4. Особенности я-концепции и 523
- 526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Глава 5
- Социальное поведение
- Профессионализм
- Смена профессиональной деятельности
- Взаимоотношения с супругами
- Взаимоотношения с детьми
- Взаимоотношения с родителями
- 544 К Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Часть VIII
- Глава 1
- Изменение слуховой чувствительности
- Нарушение зрения
- Динамика психофизических функции
- Изменения памяти
- Развитие мышления
- Мудрость
- Деменция
- Болезнь алыдгеймера
- Симптомы заболевания
- Микроинсульты
- Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций
- Глава 2
- 570 И Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Глава 3
- Смена мотивов у пенсионеров
- Старость
- Позднестарческии период
- Физическое здоровье
- Экономическое положение
- Позитивное функционирование
- Мотивация семейных отношении
- Мотивация супружеских отношении
- Отношения с внуками
- Глава 4
- Теории «относительности» старения
- Концепция э. Эриксона
- В старости
- Адаптивное (продуктивное) старение
- Неадаптивный процесс старения
- Глава 5
- Половые особенности
- Теория «разобществления»
- Материальное благосостояние
- Утрата близких и одиночество
- Нередко поздний возраст человека сопровождает таков тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества.
- Сужение жизненного пространства
- 604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Социальное поведение
- Поведение в семье
- Религиозность
- Счастливая старость
- Глава 6
- Страх смерти
- Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
- Добровольный уход из жизни
- Автоэвтаназия
- Глоссарии
- 1 Социальный коийликт
- 195197, С-Петербург, а/я 46, Богатыревой е. Н.