Мотив достижения
Мотив достижения — это потребность индивида добиваться успехов и избегать неудач.
Большинство исследователей, занимающихся проблемами мотивов и мотивации, признают существование ряда феноменов, связанных с мотивом достижения, которые отчасти наблюдаются уже на первом году жизни ребенка. Феномены, которые могут «мотивационно» быть достигнуты малышом уже в раннем детстве, включают в себя поведенческие повторения, которые Бюлер интерпретировал как «функциональное удовольствие», а Пиаже — как вторичные и третичные циклические реакции.
Позднее, на втором году жизни, желание ребенка все делать самостоятельно — «Я сам» (как правило, при кормлении и одевании) — также рассматривается некоторыми авторами как предвестники мотивационного поведения. М. Верной предполагает, что эти модели поведения малыша являются врожденными, а не приобретенными, так как каждый ребенок отдается выполнению какой-то задачи с большим вниманием, настойчивостью и удовольствием, даже не нуждаясь в позитивном подкреплении его действий со стороны родителей (Vernon M., 1971). Пиаже писал, что ребенок повторяет эти действия «забавы ради», с улыбкой и смехом и без какого-либо ожидания результата (Пиаже Ж., 1994). И более того, надо заметить, что он будет упорно продолжать свое занятие, несмотря на возможные негативные санкции со стороны взрослых.
Однако X. Хекхаузен рассматривает эти феномены как предвестники, но не начало мотива достижения в широком смысле, который предполагает структурирование ситуации. Первым показателем развития поведения, мотивированного достижением, он считает центрирование ребенка на самостоятельно достигнутом результате в процессе какой-либо деятельности. Выражается это в том, что начиная примерно с полутора лет некоторые дети прерывают свои манипуляции с кубиками во время игры, обращая внимание на свое «произведение», пытаясь его как-то оценить (исследования Хетцер) (X. Хекхаузен, 1986).
Исследования
Наблюдая за маленькими детьми, Бюлер заметил, как происходит у ребенка формирование умения решать что-либо и стремления совершать целенаправленные действия.
В возрасте примерно 1,5 года ребенок начинает делать простые конструкции из кубиков. Постепенно он начинает «планировать» свои конструкции, упорно продолжая свои действия до тех пор, пока не достигнет желаемой цели, и испытывает огромное удовольствие, достигнув ее. В ранние годы ребенок никак не называет свою конструкцию, но позднее он может назвать ее в зависимости от того, на что она похожа. К 5-6 годам малыш уже умеет делать настоящие репродукции определенных предметов. Бюлер обнаружил, что у 80% детей, не успевающих в 1 классе, не развито умение «Я сам!»
Глава 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 133
Социально научающие ситуации — ситуации, в которых научение происходит путем наблюдений за поведением других людей и подражания ему. Подкрепление — влияния, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции.
работать упорно на достижение какой-либо цели. Наблюдения исследователя и их анализ показали, что зачастую это дети из очень бедных семей, у которых просто не было игрового материала. Но кроме того, к числу этих же детей принадлежали и малыши из обеспеченных семей, которые, наоборот, получали слишком много помощи и внимания со стороны взрослых (Vernon M., 1971).
М. Лисина отмечает что важнейшим мотивом для совершения сложных предметных действий является стремление ребенка подражать взрослому человеку. Это создает благоприятную основу для обучения ребенка различным действиям и манипуляциям с предметами. Многое ребенок в состоянии постичь и сам, однако научить малыша рациональному использованию предметов, помочь ему узнать их функциональное назначение может только взрослый человек.
С другой стороны, потребность в достижении является продуктом социально научающих ситуаций и подкреплений, которые ребенок получает в повседневной жизни. Макклеланд считает, что мотив достижения является продуктом подкрепления, полученным от родителей или других людей, образующих первое детское окружение (McCleland, 1961).
Нигард, подчеркивая влияние первых опытов социального взаимодействия на развитие мотива достижения у детей, констатирует, что малыши, получавшие положительные оценки за выполнение каких-либо действий в раннем детстве, проявляют высокий мотив достижения в начальной и средней школах. Ребенок, который поощрялся взрослыми за стремление к достижению, будет воспринимать достигнутую цель как потенциальный источник удовольствия и безопасности. Кроме того, такой малыш разовьет в себе ожидания, что его усилия могут быть успешными, если он постарается (Nygard R., 1997). В обратном случае, когда подкрепления носят отрицательный характер, у ребенка не будет стимула к достижению цели, что станет основой доминирования в характере и поведении ребенка мотива избегания каких-либо ситуаций, ведущих его к неудачам.
РЕЗЮМЕ
Рассматриваемый период онтогенеза имеет исключительно важное значение для формирования и дальнейшего развития мотивационной сферы человека.
Ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, но и ярко выраженные потребности в аффилиации, в безопасности, в общении, в новых впечатлениях.
Многочисленные исследования обнаруживают, что депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, а впоследствии может сказаться и на успешности их социальной адаптации.
По мнению некоторых исследователей, собственно началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с
134 ■ Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человека. При этом необходимо отметить, что развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, а ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека.
Помимо перечисленных потребностей некоторые исследователи обнаруживают в этот период и первые предвестники мотива достижения, который является главным образом продуктом подкрепления со стороны родителей или других людей, образующих первое окружение ребенка.
- 11. Методы изучения психического развития ребенка 72
- Принципы психологической педагогики 81
- Глава 1. Когнитивные особенности 100
- Глава 2. Аффективная сфера 114
- Глава 3. Мотивационная сфера 124
- Глава 4. Особенности я-концепции 135
- Глава 5. Поведенческие особенности 144
- Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза
- Глава 1. Особенности процесса развития детства 174
- Глава 2. Когнитивные особенности 178
- Глава 3. Аффективная сфера 195
- Глава 4. Мотивационная сфера 206
- Глава 5. Особенности я-концепции 216
- Глава 6. Поведенческие особенности 227
- Глава 1. Когнитивные особенности 242
- Глава 2. Аффективная сфера 257
- Глава 3. Мотивационная сфера 267
- Глава 4. Развитие я-концепции 279
- Глава 5. Поведенческие особенности 296
- Глава 6. Детская агрессия 305
- Глава 1. Когнитивные особенности 319
- Глава 2. Аффективная сфера 335
- Глава 3. Мотивационная сфера 345
- Глава 4. Развитие я-концепции 357
- Глава 5. Поведенческие особенности 373
- Глава 6. Подростковая агрессия 383
- Глава 1. Когнитивные особенности 400
- 14 Я содержание шшшшишншшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
- Глава 2. Аффективная сфера 414
- Глава 3. Мотивационная сфера 424
- Глава 4. Особенности я-концепции 440
- Глава 5. Поведенческие особенности 456
- Глава 6. Развитие профессионализма. Проблемы изучения 465
- Глава 1. Когнитивные особенности 480
- Глава 2. Аффективная сфера 492
- Глава 3. Мотивационная сфера 503
- Глава 4. Особенности я-концепции 518
- Глава 5. Поведенческие особенности 530
- Глава 1. Когнитивные особенности 546
- Глава 2. Аффективная сфера 563
- Глава 3. Мотивационная сфера 572
- Глава 4. Особенности я-концепции 586
- Глава 5. Поведенческие особенности 597
- Глава 6. Смерть и умирание 607
- 1 История исследований развития
- Базовые определения развития
- Созревание и рост
- Синергетика
- 30 К Часть 1. Основные теории развития
- 32 Ш Часть 1. Обзор основных теорий развития
- Наследственность
- Активность
- 8 Теории психического развития
- Биогенетический подход теории рекапитуляции
- Социогенетический подход концепция э. Эриксона
- Когнитивные теории
- Концепция ж. Пиаже
- Персоногенетический подход
- Ведущая деятельность
- Кризис развития
- 10 Диагностика возрастного развития
- Фрагмент карточки физического развития
- 12 Развитие личности
- 78 Ш Часть I. Обзор основных теорий развития
- 13 Принципы психологической педагогики
- 1. Главным является неудержимость и творческий характер развития.
- 14 Возрастная периодизация
- Развитие ощущений
- Развитие кожной чувствительности
- Развитие вкусовой чувствительности
- Развитие слуха
- Развитие зрения
- Развитие восприятия
- Предметное восприятие
- Стадии развития техники ребенка по Пиаже
- Развитие речи
- Период подготовления словесной речи
- Стадия «слов-предложений»
- Стадия двух-трехсловных предложений
- Развитие мышления
- I мышление
- Этапы развития мышления
- Обобщение
- Овладение речью
- Сравнение
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- 112 В Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- Развитие непроизвольного внимания
- Развитие произвольного внимания
- Роль игры в развитии внимания
- Глава 2
- Комплекс оживления
- Развитие социальных эмоций
- Общение со взрослыми
- Развитие эмпатии
- Отрицательные эмоции
- Эмоциональные нарушения
- Развитии ребенка
- Глава 3
- Аффилиативная потребность
- Условия развития мотива аффилиации
- Потребность в безопасности, или базальное доверие к жизни
- Мотив достижения
- Глава 4
- Образ я и родители
- Я и незнакомцы
- Отражение «я-фактора» в речи
- Отношение младенца к себе
- Формирование половой идентичности
- Последовательность формирования я-концепции у младенцев
- Глава 5
- Развитие схемы тела
- Новорожденный ребенок
- Младенчество
- Манипуляторный характер действий
- Функциональный характер действий
- Развитие социального поведения новорожденного ребенка
- Речевое общение
- Синдром «госпитализма»
- Глава 6
- История вопроса
- Теория привязанности
- Подходы к изучению взаимодействия ребенка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии
- 164 Я Часть II. Младенчество (от рождения до 2 лет)
- In часть
- Глава 1
- Особенности
- Процесса развития
- Детства
- Глава 2
- Развитие памяти
- Развитие речи
- Период развития языка ребенка в процессе речевой практики
- Развитие внутренней речи
- Развитие мышления
- Теория пиаже: 4 стадии в развитии мыслительных операций
- Развитие представления
- Развитие воображения
- Стадии развития воображения
- Аффективная функция воображения
- Развитие внимания
- Диагностика развития познавательных процессов
- Глава 3
- Развитие чувства юмора
- Моральные чувства
- Развитие эмпатии
- Развитие понимания эмоции
- II ' 11шшшшшшшшшшшшшшяшшшшшшшш
- Формирование высших чувств
- Развитие социальных эмоций
- Эмоциональные нарушения
- Глава 4
- Потребность в общении
- Общение со взрослыми
- Общение с детьми
- Глава 4. Мотивационная сфера я 209
- Мотивация достижения
- Уровень притязании
- Глава 5
- Общение ребенка со сверстниками
- Глава 6
- Развитие моторных умении и физической активности
- Развитие «схемы тела»
- Состав группы
- Развитие самоконтроля
- Усвоение конвенциональных норм
- IV часть
- Глава 1
- Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет
- Развитие мышления
- Консервация
- Классификация
- Сериация
- Транзитивность
- Развитие логического мышления
- Развитие речи
- Развитие восприятия
- Развитие внимания
- 252 * Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
- Развитие памяти
- Школа и развитие познавательных процессов
- Готовность к школьному обучению
- Глава 2
- Выражение эмоций и чувств
- Эмоциональная готовность к школьному обучению
- Взаимоотношения со сверстниками
- Социальные эмоции
- Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Мотивация общения со сверстниками
- Мотивация просоциального поведения
- Формирование долга как основного морального мотива
- Эмпатия
- Познавательные мотивы
- Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника
- Социальные мотивы
- Мотив хорошей отметки
- Исследовательская активность в области запретного
- Глава 4
- Образ тела и я-концепция
- Развитие самооценки
- Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки
- Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка
- Формирование заниженной самооценки
- Возможности коррекции самооценки
- Коррекция неуспеваемости
- Глава 5
- Развитие ребенка как субъекта деятельности ведущая деятельность
- Развитие тонкой моторики
- Поведение в школе
- Поведение в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Лидерство
- Половые различия
- Глава 6
- Влияние семьи на развитие детской агрессии
- 316 Я Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)!
- V часть
- Глава 1
- Развитие мышления
- 320 И Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- Глава 1. Когнитивные особенности ш 321
- Пик интеллектуальных возможностей
- Стадии развития мышления Пиаже
- Формирование индивидуального стиля умственной деятельности
- Глава 2
- «Подростковый комплекс» эмоциональности
- Развитие социальных эмоции в подростковом возрасте
- Палитра эмоции в юношеском возрасте
- Глава 3
- Мотивация общения
- Потребность в принадлежности группе
- Потребность в дружбе
- Мотивы общения со взрослыми
- Мотивы поступления в вуз и пту
- Мотивация подростковой и юношеской сексуальности
- Мотивы аддиктивного поведения
- Мотивы делинквентного поведения
- Глава 4
- Развитие самооценки в подростковом возрасте
- Адекватность самооценки
- Динамика самооценки
- Физический облик и самооценка
- Эмансипация самооценки
- Влияние родителей на самооценку
- Самооценка и педагогическая оценка
- Отклонения в развитии аффект неадекватности
- Самооценка в структуре личности делинквентного подростка
- Самооценка подростков при неврозах
- Глава 5
- Особенности физической активности подросткового возраста
- Половые различия
- Поведение в семье
- Реакция эмансипации
- Конфликты в семье
- Поведение в кругу сверстников
- Подростковые группы
- Конфликты в группе
- Полоролевое поведение
- Развитие увлечений, хобби
- Типы увлечений
- Индивидуализация
- Глава 6
- 13 Психология человека
- Глава 6. Подростковая агрессия я 387
- Половые различия развития агрессии у подростков
- 388 * Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)
- VI часть
- Глава 1
- Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости
- Понятие возраста и возрастных часов
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Развитие речи
- Развитие внимания
- Диалектическое мышление
- Обязательность и ответственность
- Гибкость мышления
- Глава 2
- Теории эмоций психофизиологическая теория эмоций
- Теория эмоций в. Вундта
- Дыхание
- Особенности развития эмоций в период ранней взрослости
- Глава 2. Аффективная сфера «417
- Глава 3
- Мотивационные установки периода ранней взрослости
- Выбор жизненной стратегии
- Мотивация брака
- Планирование численности семьи
- Мотивационная установка одинокого образа жизни
- Мотивы выбора профессии
- Глава 4
- Влияние условий ценности на я-концепцию
- Феномен «консервации возраста»
- Способность сублимироваться также лучше развита у женщин (например, общение с ребенком).
- Близость и одиночество
- Глава 5
- Социальное поведение профессиональная деятельность
- Семейно-брачные отношения
- Родительские отношения
- Досуговая деятельность
- Глава 6
- VII часть
- Глава 1
- Развитие сенсорных функции ощущения и восприятия
- Развитие внимания
- Развитие интеллекта
- Типы интеллекта
- Динамика развития интеллекта
- 486 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Кризис середины жизни
- Роль когнитивного развития человека
- Глава 2
- Стресс в жизни человека в период средней взрослости
- Стресс и развитие негативных эмоций
- Глава 2. Аффективная сфера я 497
- Симптомы стресса
- Стресс и дистресс
- Половые различия в реакции на стресс
- Глава 2. Аффективная сфера ш 501
- Пути преодоления стресса
- Глава 3 мотивационная
- Смысл жизни
- Глава 3. Мотивационная сфера и 507
- Мотивация семейной жизни
- 512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!
- Глава 4
- Временной аспект самооценки
- Глава 4. Особенности я-концепции и 523
- 526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Глава 5
- Социальное поведение
- Профессионализм
- Смена профессиональной деятельности
- Взаимоотношения с супругами
- Взаимоотношения с детьми
- Взаимоотношения с родителями
- 544 К Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
- Часть VIII
- Глава 1
- Изменение слуховой чувствительности
- Нарушение зрения
- Динамика психофизических функции
- Изменения памяти
- Развитие мышления
- Мудрость
- Деменция
- Болезнь алыдгеймера
- Симптомы заболевания
- Микроинсульты
- Косвенные причины ослабления интеллектуальных функций
- Глава 2
- 570 И Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Глава 3
- Смена мотивов у пенсионеров
- Старость
- Позднестарческии период
- Физическое здоровье
- Экономическое положение
- Позитивное функционирование
- Мотивация семейных отношении
- Мотивация супружеских отношении
- Отношения с внуками
- Глава 4
- Теории «относительности» старения
- Концепция э. Эриксона
- В старости
- Адаптивное (продуктивное) старение
- Неадаптивный процесс старения
- Глава 5
- Половые особенности
- Теория «разобществления»
- Материальное благосостояние
- Утрата близких и одиночество
- Нередко поздний возраст человека сопровождает таков тяжелое событие, как потеря близких людей, и связанное с этим состояние одиночества.
- Сужение жизненного пространства
- 604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
- Социальное поведение
- Поведение в семье
- Религиозность
- Счастливая старость
- Глава 6
- Страх смерти
- Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
- Добровольный уход из жизни
- Автоэвтаназия
- Глоссарии
- 1 Социальный коийликт
- 195197, С-Петербург, а/я 46, Богатыревой е. Н.