logo
РЕАН А

Социальное поведение

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Труд — фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида дея­тельности является утилитарность ее целей.

Свободная деятельность — здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, дос­тижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер.

Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрос­лых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему оста­ется труд. Труд — это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для чело­века целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельнос­ти преобладают внутренние социотворческие цели.

«Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логи­ке своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребнос­тей, культурная, человекотворческая, свободотворческая,— в данном слу­чае мы имеем дело со свободной деятельностью» (Яшин Г. А., 1996, с. 7).

534 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Профессионал — человек, который ус­пешно адаптировался к профессии и овла­дел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация — при­способление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физи­ческим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (со­держанию труда, организации производ­ства, системе оплаты, распорядку и инст­рукциям) и социальным (групповым цен­ностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).

Таким образом, труд — это в боль­шей мере преодоление себя, подчи­нение внешним целям, в то время как свободйая деятельность — это самореализация, самоактуализация. С этим теоретическим положением вполне согласуются данные соци­ологического исследования (1996): 49% опрошенных относятся к труду как к печальной необходимости (Ка-ариайнен К., Фурман Д. Е.), и не ис­ключено, что те, кто не представля­ет себе жизни без труда (27%), реализуют в нем свои внутренние цели.

Свобода и несвобода в профессиональной деятельности делает соотноси­мыми понятия «труд» и «игра».

Как в труде есть доля игры, так и в игре есть доля труда. Все дело — в мере сопротивления объекта труда человеку: чем оно жестче, тем данный вид трудовой деятельности тяжелее и напряженнее; чем более «проницаем» объект труда для субъекта, тем больше игрового момента содержит в себе данная трудовая деятельность (Яшин Г. А., 1996).