logo
РЕАН А

Формирование индивидуального стиля умственной деятельности

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника или юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.

Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллектуальной деятельности подростка только к особенностям его нервной системы, посколь-

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 331

Тип нервной системы — совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животного.

Инертный тип нервной системы тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом. Подвижный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся высокой подвижностью протекания нервных процессов.

ку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое «запоздание», несвоевременность реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности.

Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку в процессе обучения, стимулируя таким образом самостоятельность и творчество ребят в коллективе. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует интеллектуальному развитию их личности в целом.

Исследования

Американские психологи Карен Миллер, Мелвин Кон и Карми Скулер (1985, 1986) провели большое лонгитюдное исследование, в котором анализировали влияние труда на личность человека. Наряду со взрослыми в эксперименте участвовало около 200 юношей.

В результате было установлено, что более сложная и более самостоятельная учебная работа в большей степени способствует формированию у подростков более гибкого, творческого стиля мышления, а также формирует у них потребность в самостоятельности, уменьшая вероятность эмоциональных расстройств.

В то же время стремление учителей старших классов школ равняться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильным», без учета дифференциации способностей и интересов подростков тормозят умственное развитие старшеклассников, снижают их учебную активность и порождают атмосферу скуки и безответственности. В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигших юношеского возраста, формирование у них способности самостоятельного мышления в процессе учебной деятельности является важнейшим условием их интеллектуального развития.

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Следует отметить, что одним из важнейших аспектов целенаправленного процесса развития когнитивной сферы подростков и юношей является психодиагностика их способностей. Своевременное и качественное проведение психодиагностических мероприятий позволяет не только оценить уровень интеллектуального развития подростков и юношей, но и своевременно внести коррективы в образовательный процесс. Какими особенностями обладают методы психодиагностики психических познавательных процессов в данном возрасте?

332 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)

бежать

кричать

фипьм

опера

ель

стол

стоять

а. молчать

экран

а.театр

дуб

а.мебель

1

б. шептать

11

б.артист

21

б.шкаф

в.шуметь

в.пение

в.гарнитур

г.звать

г.сцена

г. ваза

Д--

д-

Д--

паровоз

конь

рожь

яблоня

сод

жизнь

вагоны

а. конюх

поле

а. сажать

весна

а. радость

2

б.лошадь

12

б.яблоки

22

б.учеба

в.ехать

в.урожай

в.юность

г.конюшня

г.сад

г.любовь

Д--

Д.-

Д--

ieaip

библиотека

сора

дерево

глава

квартира

зритель

а.полки

пещера

а. корень

роман

а. кухня

3

б.книги

13

б.дупло

23

б.комната

в.читатель

в.крона

в.дверь

г.букинист

г.ствол

Г.ДОМ

д-

Д--

д-

жапезо

дерево

ДОМ

пестница

голод

1РУД

кузнец

а. доски

этажи

а.перила

тощий

а.добрый

4

б.пила

14

б.лифт

24

б.пища

в.лесник

в.подъем

в.усталый

г.столяр

г.ступени

г. работа

д-

Д--

д-

пароход

поеад

МИЕДО

СЛОВР

среда

воскресенье

пристань

а.депо

цифры

а.фраза

пятница

а.четверг

5

б. вокзал

15

б.буквы

25

б.суббота

в.рельсы

в.читатель

в.вторник

г.шпалы

г. рассказ

г.понедельник

Д--

Д--

Д--

машина

яхта

болезнь

поломка

день

зима

мотор

а.мачта

лечение

а.мастер

ночь

а. мороз

6

б.киль

16

б.ремонт

26

б.январь

в.корма

в.деталь

в.снег

г.парус

г.смазка

г.лето

Д.-

Д--

д-

носа

шааа

прохлада

голубой

шар

куб

КОСТЫЛЬ

а.зрение

мороз

а вечер

круг

а.тело

7

б.очки

17

б.небо

27

б.фигура

в.слезы

в.теплый

в.конус

г.веки

г.синий

г. квадрат

д-

д-

д-

иша

бритва

ерах

рынок

пожар

apaci

острие

а.сталь

недруг

а.площадь

поджог

а.суд

8

б.металл

18

б.торговец

28

б. кража

в.лезвие

в.базар

в.камера

г. резать

г.магазин

г.юрист

Д.-

д.-

Д--

музыка

пение

малина

физика

коза

хлеб

оркестр

а.хор

ягода

а.ученик

животное

а.обед

9

б.солист

19

б.вакуум

29

б.пища

в.сцена

в.колба

в.батон

г. певец

г.закон

г.тарелка

д. -

Д.-

Д--

коровы

ноши

растение

утка

лицо

гвлос

стадо

а. лес

семя

а. мясо

зеркало

а.микрофон

10

б.охота

20

б.перо

30

б.диктор

в.нора

в.лететь

в.запись

г. шерсть

г.яйцо

г.эхо

Д--

Д--

д.-

Бланки к методикам психологического обследования. Стимульный бланк к методике 1 «Аналогии»

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 333

А Б В Г Д

9

5

11

23

20

21

12

7

1

20

22

25

7

21

11

14

18

7

24

21

5

14

12

23

2

14

25

17

1

6

6

15

17

3

18

6

2

10

3

23

22

1

10

9

6

16

25

7

24

13

3

21

7

19

13

19

4

8

25

13

17

12

16

5

18

16

5

8

20

11

11

3

20

4

18

18

12

24

16

4

24

2

22

10

5

1

15

20

9

24

23

2

25

3

15

8

10

19

22

1

8

15

2

10

22

9

14

11

23

16

19

13

4

14

8

19

13

17

12

4

21

15

9

17

6

Методика исследования распределения и устойчивости внимания. 25-значные одноцветные цифровые таблицы

Чаще всего для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.

Вместе с тем в подростковом и юношеском возрасте необходимо оценивать те качества, развитие которых является специфической чертой данного возраста. К таким качествам относятся: логическое мышление и некоторые особенности внимания.

Для оценки уровня логического мышления часто используют методику «Логико-количественных отношений» или методику «Аналогии». На с. 327 приведена методика «Аналогии», суть которой состоит в установлении логических отношений между понятиями по заданному образцу. Необходимо подобрать пару к заданному слову, сочетание которых было бы близко к смыслу сочетаний пары слов, приведенной в качестве образца (примера). В процессе выполнения методики оценивается функция вербального логического (понятийного) мышления. Испытуемому необходимо выполнить правильно как можно большее количество заданий за определенное время.

В исследовании внимания подростков и юношей основной акцент делается прежде всего на распределение и устойчивость внимания.

Для оценки этих качеств может быть использована методика исследования распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Испытуемый, поочередно просматривая таблицы, должен найти в порядке возрастания (от 1 до 25) все цифры. При вынесении заключения о развитии внимания подростка учитывается общее время работы (или среднее значение по выполнению заданий пяти таблиц).

Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Распределение внимания — способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Устойчивость внимания — способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Следует отметить, что уровень интеллектуального развития в подростковом и юношеском возрасте достигает весьма высоких показателей. Кроме того, его характеризует также и неповторимая индивидуальность мышления, что предполагает необходимость оценки интересов подростка и определения общей направленности его мышления.

Решение данной психодиагностической задачи в дальнейшем может быть использовано в интересах прогнозирования профессионального выбора подростка, а также успешности деятельности по выбранной им профессии.

334 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)

РЕЗЮМЕ

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, ! чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.