logo
РЕАН А

Мотив хорошей отметки

Огромную роль в мотивации учения играют получаемые школьниками отметки, которые выступают в качестве ведущего мотива обучения, по данным Л. И. Божович, более чем у половины младших школьников (Бо-жович Л. И., 1968).

В исследовании М. В. Матюхиной мотив «хочу получать хорошие отметки» в 1-м классе занял 1-е ранговое место среди двадцати других мотивов, во 2-м классе — 2-е, в 3-м классе — 4-е. При этом мотив избегания неуспеха («не хочу получать плохие отметки») в 1-м классе — 6-е ранговое место, во 2-м классе — 7-е, в 3-м классе — 6-е (Матюхина В. М., 1984).

Эти данные демонстрируют, насколько важна отметка как педагогический инструмент в младшем школьном возрасте. В. С. Мухина обращает особое внимание на психологию восприятия отметок детьми. Зачастую отметка из знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, оценивающий личность в целом. Этому отчасти способствуют и взрослые (родители, знакомые, а часто и незнакомые), инте-

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 275

ресуясь у детей их отметками в школе и выражая удовлетворение лишь самыми высокими. Другие же отметки вызывают у них реакцию разочарования, которая автоматически травмирует ребенка (Мухина В. С, 1997).

Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками

С другой стороны, мотив хорошей отметки может быть и производным от мотива утверждения себя в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками. При этом на начальных стадиях обучения, по всей видимости, можно говорить о преобладании у ребенка мотива превосходства — «быть лучше, чем все» — или мотива соперничества, конкуренции, что свидетельствует о все еще эгоцентрической позиции ребенка.

Так, в исследовании В. М. Матюхиной мотив «хочу быть лучшим учеником в классе» был на 7-м месте у первоклассников, а затем, к 3-му классу, переместился на 17-й ранг. Исследования американских психологов обнаружили, что соперничество между детьми повышается между 3,5 и 5,5 годами; как доминирующая модель взаимодействия окончательно устанавливается к 5 годам; и приблизительно с 7 лет соперничество начинает функционировать как автономный мотив поведения ребенка. В ситуации выбора двух альтернатив дети, как правило, направлены на выбор той, которая позволяет им максимизировать собственную выгоду и соответственно уменьшить выгоду другого ребенка (Pepitone E. А., 1980).

Факторы развития

С началом учебной деятельности ребенка в первую очередь успехи в учебе становятся для него полем сравнения и конкуренции, что во многом и предопределяет развитие мотивационной сферы ребенка в этом возрасте.

Что касается мотивов, отражающих отношения младшего школьника с товарищами (стремление занять достойное место среди одноклассников,

их мнение, осуждение), необходимо отметить, что в 1-м классе они еще не обладают для ребенка побуждающим действием к учебной деятельности. Однако со временем роль этих мотивов увеличивается, и к концу среднего детства они становятся реальным мотиватором учения детей (в исследовании В. М. Матюхиной эти мотивы с 18-19-го места переместились на 11-13-е). Кроме того, здесь следует заметить наличие опасности того, что ребенок, чувствуя зависимость своего положения в классе от отметки, начинает превращать ее, по выражению В. С. Мухиной, в фетиш — знак, который определяет его место в жизни класса (Мухина В. С, 1997).