logo search
РЕАН А

512 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)!

В одном исследовании многие выпускники средней школы говорили о своих родителях (как правило, среднего возраста) примерно следующее: «Я не думаю, что у меня будут совершенно другие цели.... Когда они были в моем возрасте, они думали так же, только обычаи были немного другими» (Thursher, Spence & Lowenthal, 1974, p. 314. Цит. по: Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.).

Специфика возраста

Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возра­ста, составляющая ведущую ценность этого поколения.

Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность лю­дей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. В случае отсутствия потребности заботиться о ком-то взрослый человек посте­пенно переходит в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются его личные потребности и удобства. Человек не заботится ни о ком и ни о чем, потворствуя лишь своим желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межлично­стные отношения. Ценностные ориентации сдвигаются на другие сферы де­ятельности: личное здоровье, религию, работу.

Однако приближение пенсионного возраста, связанного с ограничением круга реализации профессиональных способностей и опасностью потери ра­бочего места, в отсутствии потребности заботиться о ком-то может снова вернуть человека к переживанию мотивационного кризиса с характерны­ми для него чувствами безысходности, тоски и бессмысленности существо­вания.

Половые различия

Как показывает психологическая практика, переживание мотивационного кризиса больше присуще мужчинам после 50 лет, нежели женщинам. Это обстоятельство связано с тем, что именно женщинам свойственна роль «хранительницы очага», предполагающей заботу обо всех членах семьи. Посвящая свою жизнь помощи взрослым детям и заботе о подрастающих внуках, женщина средних лет (особенно после 50 лет) избегает переживаний дискомфортных состоя­ний, связанных с отсутствием смысла жизни.

В то время как мужчинам, чьим смыслом жизни всегда была работа и достижения в этой сфере, не придающим особого значения заботе о других членах семьи, с годами труднее приспо­сабливаться к ситуации ослабления своей профессиональной роли в обществе. В результате для мужчин возможна потеря смысложизненной ориентации и появление необходимости поиска новых целей для поддержания жизненного смысла.

МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Если семья имеет смыслообразующее значение в жизни человека, а отно­шения внутри семьи не удовлетворяют его потребностей в заботе и безопас­ности, то выходом из такого положения нередко бывает развод и образова­ние новой семьи после 40 лет. Однако в целом в этой возрастной группе уровень разводов гораздо ниже, чем среди молодых пар. Так, можно ожи­дать, что из 8 супружеских пар, состоящих в первом браке, распадется только 1 пара. Удельный вес разводов в браках продолжительностью 20 лет и более — всего 11,6% (Андреева Т. В., 1998). Эти^ифры говорят о резком изменении в сознании человека концепции брака как союза, заключаемого на всю жизнь.

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 513

«Опустевшее гнездо» — период в жизни семьи, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.

Мотивы развода супружеских пар в период средней взрослости в основном остаются те же, что и у молодых супругов: они хотят полу­ чать от совместной жизни больше, ■

чем имеют в настоящее время. Наиболее частыми мотивами развода явля­ются пьянство или алкоголизм, измена или подозрение в измене. Кроме того, если муж и жена все время испытывали в браке те или иные трудно­сти во взаимоотношениях, то уход взрослых детей из родительского дома («опустевшее гнездо») также может вызвать личный или семейный кризис супругов. Они понимают, что устали друг от друга, имеют разный круг общения, определяющий раздельное времяпрепровождение, что в их отно­шениях наступила дисгармония в сексуальных потребностях и возможнос­тях, образовалось психологическое отчуждение и нет больше необходимос­ти оставаться вместе ради детей.

Значительное число людей, особенно проживших вместе больше 15 лет, воспринимают развод как поражение. Тот, кто являлся инициатором разво­да, может ощущать грусть, гнев, вину, но также и чувство контроля над ситуацией. Интересен тот факт, что, хотя после развода женщины и оказы­ваются в более сложной моральной и финансовой ситуации, именно они в большинстве случаев являются инициаторами разводов.

В нашей стране, по данным разных авторов, около 70% разводов происходит по инициативе жен (Д. М. Чечот, 1976). Наиболее активны в расторжении брака молодые жены (до 25 лет), при­чем женская инициатива в этом вопросе преобладает до 50 лет (Андреева Т. В., 1998).

Партнер, который не принимал решение о разводе, часто чувствует себя отвергнутым. Нередко у него возникает чувство унижения и бессилия. Если семья представляла для него основную жизненную ценность, то последствия могут быть достаточно тяжелыми — от депрессии до потери желания жить.

Между тем большая часть разведенных супругов справляются со своими проблемами уже через 2-3 года. Те, у кого жизнь складывается вполне благополучно, обычно вступают через 3-4 года в повторный брак. Однако количество повторных браков среди разведенных мужчин в 3 раза выше, чем среди разведенных женщин.

Как и мотивы разводов, причины образования новых союзов остаются теми же, что и в период ранней взрослости. Человек хочет любви, духовной близости и заботы о себе и других. Многие разведенные мужчины в возрас­те старше 40 лет, вступая в повторный брак, выбирают женщин гораздо моложе себя и снова заводят детей. Вероятно, подобный выбор мотивирует­ся желанием человека не просто начать все заново, а так, чтобы вновь почувствовать себя молодым, как это было много лет назад, вер­нуть себе былую остроту чувств и переживаний. Меньшая, но замет­ная часть разведенных людей ис-

Многие разведенные мужчины в возрасте старше 40 лет, вступая в повторный брак, вы­бирают женщин гораздо моложе себя и снова заводят детей.

514 Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

пытывают горечь и одиночество в течение 10 лет после развода. Некоторые мужчины практически теряют контакт со своими детьми и, несмотря на свое материальное благополучие, отказываются помогать им, мотивируя свое поведение тем, что они испытывают дискомфорт от воспоминаний о прежней семейной жизни. Некоторые женщины продолжают использовать своих детей в качестве оружия для борьбы со своими мужьями, стремясь получить как можно больше материальных благ или просто из желания досадить им.

Психологический анализ супружеских пар, проживших вместе более 15 лет, показывает, что наиболее распространенным мотивом сохранения бра­ка, как для мужчин среднего возраста, так и для женщин, оказываются благоприятные отношения между ними, когда супруг(а) является их луч­шим другом.

Интересно отметить, что у мужчин и женщин, долго состоящих в браке, семь наиболее важных мотивов совместной жизни совпадают (КрайгГ., 2000):

  1. Он (она) является моим лучшим другом.

  2. Он (она) нравится мне как личность.

  3. Брак — это долгосрочное обязательство.

  4. Брак священен.

  5. У нас общие цели и задачи.

  6. Он (она) со временем становится все интереснее.

  7. Я хочу, чтобы наши отношения завершились успешно.

Половые различия

В то же время, независимо от прочности брака и степени удовлетворенности им, у женщин среднего возраста продолжает преобладать ориентация на специфические семейные ценности, а у мужчин ведущей остается профессиональная деятельность (Н. Ф. Федотова, Л. А. Филиппо­ва), в процессе которой он стремится сохранить за собой то положение на производстве и служ­бе, которого добился раньше.

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. В ходе исследования работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71 года (Pfeiffer & Davis, 1971) 90% опрошенных мужчин и 82% женщин сообщили, что они бы продолжали работать, даже если бы могли этого не делать. Даже те, чей возраст приближался к пенсионному, предпочли бы — в подавляющем большинстве — продолжать трудиться, хотя бы неполный рабочий день.

Таким образом, остаться без работы к концу периода средней взрослости для многих людей является пугающей перспективой, связанной с утратой жизненных целей, ухудшением материальных условий и ощущением, что жизнь прожита и впереди только старость. Встретить ее спокойно может позволить себе человек, относящийся к последующему периоду своего раз­вития как к ожидаемому событию своей жизни, которое можно предвидеть, к которому можно подготовиться и в отношении которого можно строить планы. В этом случае возникает мотивационная установка, позволяющая воспринимать приближение пенсионного возраста как новый своеобразный жизненный этап, служащий для продолжения реализации человеком своих возможностей.

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 515

Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом.

Средний возраст — это не только пе­риод сохранения достигнутого, но и время серьезной, переоценки профессио­нальной карьеры, когда человек может ощущать дискомфорт и разочарование в работе гораздо больше, чем в ранней или поздней взрослости.

Психологические исследования показывают, что после 40 лет у взрослых людей возможно из­менение ценностей и целей. Так, например, по данным, полученным при изучении ценностно-мо-тивационной сферы офицеров МВД, у младших офицеров в возрасте до 35 лет главными ценнос­тями выступают свобода, товарищи, друзья, обес­печенная жизнь, а у старших (после 35 лет), наря­ду с профессиональной деятельностью, большое значение приобретают семейная жизнь и здоро­вье (Корчмарюк В. А., 1998).

Изменения в системе ценностей и жизненных целей нередко побуждают человека задумываться о корректировке направления своей профессиональ­ной карьеры. Что в таком случае будет выступать в качестве движущей силы, на этот счет мнения различных авторов расходятся. Д. Левинсон (1978) считает, что изменение профессионального пути будет обусловлено возвращением мечты — стремлений, идеалов и целей молодости. Л. Е. То­мас (Thomas, 1979) полагает, что общественные условия, являющиеся опос­редованной мотивацией, определят новый выбор и действия человека, ис­пытывающего резкие изменения своих ценностей и установок.

Между тем, как показывает практика, лишь малая часть людей резко изменяют свою профессиональную карьеру в середине жизни (Levinson, 1978). Мужчины делают это чаще, чем женщины, так как последние в этом возрасте все еще не оставляют попыток добиться повышения по службе и не готовы к переоценке своих профессиональных целей и достижений (Droege, 1982).

Переоценка профессиональной карье­ры — период самоанализа, часто встреча­ющийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвиже­нием вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры. Этап сохранения достигнутого — пе­риод, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.

В целом смена профессионального пути затрагивает, как правило, тех людей, которых к этому вынужда­ют жизненные обстоятельства. Од­нако меняют профессию и те, кто чувствует, что их способности не используются в полной мере на той работе, которая у них есть. Причем следует отметить, что первая при­чина — вынужденное изменение места работы, острая нехватка де­нег и т. д.— встречается гораздо чаще, чем вторая.

516 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 пет)ШШШШШШШШ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять работу, но и осваивать новые сферы деятельности, требую­щие новых знаний, с целью приспособления к меняющимся условиям тру­да. Иными словами, основным мотиватором ученичества в среднем возрасте является складывающаяся жизненная ситуация, когда человек просто вы­нужден переучиваться. Это происходит либо вследствие потери рабочего места, раннего ухода на пенсию, переезда и т. д., либо после взросления детей, когда, например, женщины вынуждены возвращаться на рынок тру­да. Особенно это касается тех, кто занят или хочет быть занят в сферах деятельности, характеризующихся устареванием профессиональных зна­ний. Например, в таких отраслях, как компьютерные технологии, медици­на, техника, в которых около половины знаний устаревают примерно через 3-4 года.

Проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что, во-первых, школьное и профессиональное образова­ние они получили уже много лет назад, а во-вторых — и это не менее важ­но,— продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась — в среднем с 21 года в 1900 году до 37 лет к 1980 году (Крайг Г., 2000).

Как показывают психологические исследования, для людей среднего возраста наиболее значимыми в процессе профессионального переобучения являются мотивы развития личности и познавательные мотивы. При этом доминируют познавательные мотивы, а мотивы развития личности, такие, как стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить общекуль­турный уровень, занимают в структуре мотивации учения человека второе место (Городецкая И. М., 1998).

В блоке опосредованных мотивов наибольшую значимость имеют сти-мульные мотивы, такие, как возможность самореализации в профессио­нальном плане, профессионализм преподавателей и т. д.

Кроме того, на структуру мотивации учения людей после 40 лет влияет и уровень образования. Для человека со средним специальным образованием особую значимость имеют познавательные мотивы, включающие в себя интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный ста­тус и стремление получить глубокие знания.

Для человека с высшим образованием характерны мотивы развития личности и мотивы достижения. Однако какими бы ни были мотивы воз-

Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кру­гозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься са­мосовершенствованием.

Познавательные мотивы — стремление человека знать, уметь понимать и исследовать в той или иной области деятельности.

Опосредованные мотивы — мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства. Стимульные мотивы — мотивы, подразумевающие наличие определенного стимула, по­буждающего к действию, например такого, как престижность профессии, профессионализм преподавателей и т. д.

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 517

вращения человека в процесс обучения, наблюдения показывают, что боль­шинство «учеников среднего возраста» относятся к своей учебе с повышен­ной ответственностью. Они регулярно посещают занятия и демонстрируют в учебе даже лучшие результаты, чем молодые.

Для того чтобы человек снова решился стать студентом, он должен при­нять во внимание целый ряд факторов и, как правило, заручиться поддерж­кой своей семьи. Подобное решение предполагает оценку своих способ­ностей и возможностей, поскольку студент как учащийся находится в зависимом положении.

Кроме того, взрослый человек может оказаться среди большой группы людей, которые намного моложе его; возможно, он будет старше даже сво­их преподавателей. Разница в возрасте может стать причиной того, что на первых порах человек будет испытывать определенное чувство сомнения и дискомфорта. Тем не менее осознание той значимости и полезности, кото­рое приносит работа, помогает человеку среднего возраста преодолеть труд­ности, связанные с профессиональным переобучением, будь то овладение новой профессией или же обычные курсы повышения квалификации.

РЕЗЮМЕ

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образу­ющие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребнос­тей.

Среди них основными являются: реализация своего творческого потен­циала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректи­ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных воз­можностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.

В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жиз­ни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связан­ных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, та­кие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отка­зом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также опреде­лить последующий путь мотивационного развития личности.

Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря чело­веком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть кото­рый ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоува­жении и самореализации.