Понятие об ощущении. Виды ощущений.
Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями.
Таким образом, ощущениями называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущение – отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущения получаются при помощи органов чувств, каждый из них дает свои особые ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.
Существует различные виды ощущений:
- Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза.
- Слуховые ощущения – возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые. Музыкальные, шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука. Высоту, тембр, длительность звука, темпо-ритмические особенности.
- Вибрационные ощущения – отражают колебания упругой среды. Обычно не играют важной роли для человека и потому развиты очень слабо. Исключения составляют люди с нарушением слуха.
- Обонятельные ощущения – способность чувствовать запахи. У современного человека играет небольшую роль, но слепо –глухие ими пользуются чаще чем зрячие люди. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой.
- Вкусовые ощущения – возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Вкусовые ощущении находятся в большой зависимости от чувства голода.
- Кожные ощущения – делятся на тактильные (ощущения прикосновения) и температурные ( ощущения тепла или холода)
Данная группа ощущений отражает воздействие внешнего мира.
- Двигательные (или кинестезические) ощущения – это ощущения движения и положения частей тела. Без двигательных ощущений нельзя нормально выполнять движения, т.к. приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.
- Органические ощущения – ощущения о работе организма, внутренних органов. Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.
- Осязательные ощущения – это сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
- Ощущения равновесия – отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве
- Болевые ощущения – имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии. Возникшем в его организме.
Таким образом, ощущения - познавательные процессы, сигнализирующие о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Ощущения дают возможность ориентироваться нам в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.