logo
псих3

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.

Ребенок в дошкольном учреждении может научиться читать, писать, считать, но при этом не быть готовым к обучению в школе.

Эльконин утверждал, что при определении уровня школьной готовности, что надо обращать внимание на возникновение произвольного поведения. Иными словами необходимо обращать внимание на то, как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли.

Гальперин ввел параметры. По которым можно определить готовность дошкольника к обучению в школе:

  1. формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам;

  2. овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества;

  3. переход от эгоцентризма к центрации

  4. Мотивационное развитие.

Таким образом, определить готовность ребенка к обучению в школе можно по следующим параметрам:

- Интеллектуальная готовность – определяется следующим пунктам:

1. ориентировка в окружающем мире;

2. запас знаний;

3. развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать);

4. развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической);

5. развитие произвольного внимания.

- Мотивационная готовность – особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому. Что ему там будет интересно и он хочет много знать. Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции». Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

- Волевая готовность – ее присутствие очень важно для дальнейшего успешного обучения первоклассника, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, но и то, что надо.

К 6 годам уже начинается формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия.