logo
псих3

Особенности воображения дошкольников.

Начальная стадия развития воображения наступает в конце раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещения одних предметов другими.

Дьяченко показала, что воображение в своем развитии проходит те же этапы, что и другие психические процессы: непроизвольное (пассивное) сменяется произвольным (активным). Непосредственное – опосредствованным. Основным орудием овладения воображением становятся сенсорные эталоны.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Это могут быть впечатления от просмотра телепередачи, прочтения рассказа, сказки, непосредственного восприятия действительности. В образах обычно воспроизводятся те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление.

В старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх.

Функции воображения: позновательно-интеллектуальная (формируется благодаря отделения образа от предмета и обозначению образа при помощи слова) и аффективно-защитная (защищает растущую, ранимую, слабо защищенную душу ребенка от переживаний и травм. Выражается в том, что через воображаемую ситуацию может произойти разрядка возникающего напряжения или разрешения конфликта, которое сложно обеспечить в реальной жизни).

Развитие воображения проходит следующие этапы:

  1. «Опредмечивание» образа действиями. Ребенок может управлять, изменять, уточнять и совершенствовать свои образы, т.е. регулировать свое воображение, но не способен планировать и заранее в уме составлять программу предстоящих действий.

  2. Детское аффективное воображение в дошкольном возрасте развивается следующим образом: вначале негативные эмоциональные переживания у ребенка символически выражаются в героях услышанных или увиденных им сказок; затем он начинает строить воображаемые ситуации, снимающие угрозы с его «Я».

  3. Появление замещающих действий, которые, будучи реализованы, способны снять возникшее эмоциональное напряжение. К 6-7 годам дти могут представлять воображаемый мир и жить в нем.