logo
псих3

Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

По мнению Эльконина в дошкольном возрасте взрослый выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений.

Ребенок данного возраста не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, т.к. только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

В дошкольном возрасте начинает активно развиваться ориентировочная деятельность, ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно-зрительном и умственном.

В связи с изменением видов и содержания деятельности изменяется и характер мышления. На протяжении дошкольного возраста мышление в своем развитии проходит следующие этапы: 1. совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, 2. улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти. 3. начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

В начале дошкольного ребенок обладает непроизвольным вниманием, ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течении того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес. К концу дошкольного возраста происходит становление произвольного внимания.

Развитие внимания в этом возрасте идет от непроизвольной и непосредственной к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

По мнению Эльконина в период дошкольного возраста появляются следующие новообразования:

  1. возникновение первого мировоззрения.

  2. возникновение первичных этических инстанций, т.е. ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие.

  3. Появление соподчинение мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

  4. поведение становится произвольным. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

  5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

  6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того он стремиться попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельность.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений. Которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия сокращенными.

Предметом игры является взрослый, как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит стремление к общественно-значимой деятельности, происходит это через игровую деятельность, которая является в данном возрасте ведущей.