Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
Подростковый возраст от 10-11 до 14-15 лет.
Социальная ситуация подросткового возраста представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. В этом возрасте по иному стоятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизни перемещаются из дома в внешний мир, отношения со сверстниками строятся на серьезном уровне.
В начале подросткового возраста появляется желание быть похожими на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически и т.д.)
В подростковом возрасте происходят изменения на психологическом уровне:
- происходит перестройка памяти – начинает активно развиваться логическая память, постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти.
- происходить отношение между памятью и мышлением – для подростка мыслить – значит вспоминать, а вспомнить – значит мыслить. Для того чтобы запомнить, материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.
- происходят изменения в чтении, монологичекой и письменной речи – чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь – от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная – от изложения к сочинению. Речь становится богатой.
- мышление становится теоретическим, понятийным. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.
- в этом возрасте возникает потребность в общении и дружбе, в доверительных отношениях. Появляется стремление к риску.
В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Снижается устойчивость к стрессам, подростки могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными, отношения со сверстниками строятся как равноправные. Подростки предпочитают проводить время со сверстниками. Они объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила.
В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты; товарищеские (способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками); дружеские (позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера).
Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план, Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др.
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности; самоопределение.
Кризис в данном возрастном периоде приходится на возраст 12-14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды.
Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
В период подросткового кризиса происходят поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Многие из любопытства начинают пробовать алкоголь, наркотики, начинают курить.
В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Проявляется негативизм, который выражается у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями.
- Предмет психологии, ее задачи и методы.
- Понятие о личности. Активность личности. Виды активности. Индивид, личность, индивидуальность.
- Структура личности, ее направленность.
- Самосознание, его структура. Самооценка, виды самооценки.
- Потребности - источник активной личности. Виды потребностей.
- Понятие о деятельности. Виды деятельности.
- Способы выполнения деятельности : знания, умения, навыки. Привычки.
- Структура деятельности. Этапы выполнения деятельности.
- Понятие о группах. Виды групп. Структура группы.
- Влияние группы на формирование личности: внутренняя внушаемость, конформность, самоопределение.
- Понятие об ощущении. Виды ощущений.
- Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Классификация восприятий. Свойства восприятия.
- Внимание. Свойства. Виды.
- Понятие о памяти. Виды памяти.
- Процессы памяти и индивидуальные особенности памяти.
- Понятие о мышлении. Виды мышления.
- Операции мышления и форма мышления.
- Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация).
- Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы переживания чувств. Эмоции. Аффекты, настроение, стрессы, чувства.
- Высшие чувства.
- Понятие о воли. Этапы волевого действия. Локус контроля. Волевые качества личности.
- Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темпераментов.
- Понятие о характере. Черты характера. Акцентуация характера.
- Понятие о способностях. Задатки и способности. Виды способностей.
- Понятие об общении. Многоплановый характер общения: коммуникативная, интерактивная, персептивная стороны общения.
- Коммуникативная сторона общения.
- Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействий: дружба, конкуренция, конфликт. Причины конфликтов.
- Перцептивная сторона общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация рефлексия, стереотипизация. Эмпатия.
- Предмет возрастной психологии, ее задачи и методы.
- Факторы, определяющие психическое развитие.
- Влияние деятельности на психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности.
- Влияние обучения на психическое развитие. Сензитивные периоды.
- Кризисы психического развития, их общая характеристика.
- Возрастная периодизация психического развития. Общая характеристика.
- Движущие силы психического развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Общая характеристика психического развития детей раннего возраста.
- Предметная деятельность - ведущая деятельность детей раннего возраста.
- Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста.
- Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста: особенности игры, структура игры.
- Особенности развития игры на разных возрастных этапах (ранний возраст, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
- Роль взрослого в организации игровой деятельности. Диагностика уровня овладения структурными компонентами игры.
- Влияние игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы самопознания, произвольности поведения, познавательных психических процессов.
- Технология общения взрослого с ребенком.
- Формы общения взрослого с ребенком.
- Общение со сверстниками в дошкольном возрасте. Структура детской группы. Методы изучения взаимоотношений дошкольников.
- Учебная, трудовая деятельность детей дошкольного возраста.
- Особенности внимания и памяти детей дошкольного возраста.
- Особенности восприятия детей дошкольного возраста.
- Особенности мышления дошкольников.
- Особенности воображения дошкольников.
- Особенности эмоционально-волевого развития в дошкольном возрасте.
- Особенности личности детей дошкольного возраста.
- Психологическая готовность детей к обучению в школе.
- Общая характеристика психического развития детей младшего школьного возраста.
- Общая характеристика психического развития детей подросткового возраста.
- Общая характеристика психического развития детей раннего юношеского возраста.
- Роль психологических знаний в деятельности воспитателя учреждения.